Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Минакова В.В. на решение Дубненского городского суда Московской области от 7 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 25 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Минакова В.В. к администрации Талдомского городского округа Московской области о признании незаконным постановления от 28 декабря 2018 года N 2521.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, письменное заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией с городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е, полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Минаков В.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным постановление администрации Талдомского городского округа Московской области от 28 декабря 2018 года N 2521. Заявленные требования мотивировал тем, что 28 мая 2019 года умерла его мать ФИО6, и исполняя волю умершей, административный истец обратился в администрацию Талдомского городского округа Московской области с заявлением разрешить свободное погребение тела матери на закрытом кладбище "адрес" городского округа на месте родственной могилы ее супруга ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Однако в удовлетворении заявления было отказано. Основанием для отказа послужило постановление главы Талдомского городского округа Московской области от 28 декабря 2018 года N 2521 "О запрете захоронений на сельском кладбище "данные изъяты"". Полагал, что принимая оспариваемое постановление орган местного самоуправления действовал с превышением полномочий; содержание постановления противоречит положениям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 9 Закона Московской области от 17 июля 2007 года N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области", а именно: установленный в постановлении запрет не входит в перечень оснований, при которых такой запрет устанавливается, а следовательно, нарушает его права как исполнителя волеизъявления умершего.
Решением Дубненского городского суда Московской области от 7 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 25 декабря 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 6 февраля 2020 года через Дубненский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 17 февраля 2020 года, Минаков В.В, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит судебные акты первой и апелляционной инстанций отменить. Указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, причинно-следственной связи между состоянием качественных показателей воды в реке Дубна и произведёнными захоронениями на кладбище не имеется, оспариваемый акт не отвечает общественным потребностям и не соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, постановлением главы сельского поселения Темповое Талдомского муниципального района Московской облати от 28 декабря 2013 года закрыто кладбище в "адрес").
Постановлением главы администрации Талдомского городского округа Московской области от 28 декабря 2018 года N введен запрет захоронения на сельском кладбище Зятьково, расположенном по адресу: "адрес".
Сельское кладбище "адрес" расположено на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 14 642 кв.м.
Из ответа отдела водных ресурсов по Московской области Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 08-29/70 следует, что река Дубна протяженностью 167 км является правым притоком первого порядка реки Волга, ширина водоохраной зоны реки Дубна составляет 200 м.
Согласно ответу министерства экологии и природопользования Московской области от 6 июля 2016 года N 24Исх-7715 земельный участок с кадастровым номером N занятый кладбищем полностью расположен в двухсотметровой водоохраной зоне реки Дубна.
Река Волга является источником питьевого водоснабжения города Москвы, поскольку входит в состав канала имени Москвы (канал Москва-Волга), что подтверждается Постановлением СНК РСФСР от 4 сентября 1940 года N 696 "О санитарной охране канала Москва - Волга как источника водоснабжения города Москвы". Таким образом, река Дубна, являясь притоком первого порядка реки Волга, входит в состав системы питьевого водоснабжения города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что оспариваемое постановление не противоречит положениям действующего федерального и регионального законодательства, принято в целях устранения нарушений санитарных требований, право на захоронение в избранном месте должно сопоставляться, в том числе с санитарными и экологическими требованиями к выбору места погребения, без соблюдения которых оно утрачивает свою императивную природу. Минаков В.В. не был лишен права осуществить захоронение тела матери с соблюдением указанной им процедуры погребения тела, на другом кладбище в пределах территории проживания.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
В силу статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В силу статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Московской области от 17 июля 2007 года N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" земельные участки, на которых расположены кладбища, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьей 6 Устава Талдомского городского округа организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относиться вопросам местного значения Талдомского городского округа Московской области.
Согласно части 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон водных объектов запрещено размещение кладбищ.
Ширина водохранной зоны реки Дубна составляет 200 м.
В силу статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не разрешается устройство кладбищ на территориях: 1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта; 2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; 3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей; 4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" не разрешается размещать кладбища на территориях: на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
В соответствии с этим пунктом 4.3 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" установлен запрет производить захоронения на закрытых кладбищах, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбарные ниши.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов об отказе административному истцу в удовлетворении заявленного административного иска основанными на требованиях действующего законодательства. Оснований для признания незаконным постановления главы администрации не имелось, поскольку существующее кладбище Зятьково находится на берегу реки Дубна в границах водоохранной зоны, то есть в непосредственной близости от водного объекта, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", и в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании закона, повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дубненского городского суда Московской области от 7 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Минакова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.