Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства социального развития Московской области на решение Сергиево - Посадского городского суда Московской области от 14 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Притула А.Ф. к министерству социального развития Московской области о признании незаконным и отмене решения от 19 марта 2019 года об отказе в предоставлении социальной услуги.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Притула А.Ф. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение министерства социального развития Московской области от 19 марта 2019 года об отказе в предоставлении социальной услуги, возложить обязанность предоставить социальную услугу.
Административные исковые требования обоснованы тем, что является "данные изъяты", находится на лечении в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в лечебном учреждении по месту пребывания, поскольку постоянного места жительства и регистрации не имеет. 19 марта 2019 года административный истец обратился в Сергиево-Посадское управление социальной защиты населения с целью предоставления социальных услуг по вопросу оформления гражданина в стационарное учреждение социального обслуживания Московской области, однако в оказании данной услуги было отказано. Основанием к отказу явилось непредставление заявителем документа, подтверждающего место жительства (или) пребывания. По мнению Притула А.Ф, отказ в предоставлении социальных услуг противоречит Порядку предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 года N 1195/51, так как Порядком предусмотрено предоставление социальной услуги лицам, зарегистрированным по месту пребывания. Фактически является жителем Московской области, по месту пребывания получает пенсию, имеет полис медицинского страхования.
Решением Сергиево - Посадского городского суда Московской области от 14 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 августа 2019 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 6 февраля 2020 года через Сергиево-Посадский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 25 февраля 2020 года, министерство социального развития Московской области просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Считает, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Притула А.Ф. не предоставил в соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Московской области (утв. постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 года N 1195/51) сведения о регистрации в Московской области, что и явилось основанием для вынесения решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации":
1. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Московской области от 4 декабря 2014 года N 162/2014-03 "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии обстоятельств, установленных статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442- ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
На основании пункта 6 Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 года N 1195/51 решение о предоставлении гражданину социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания принимается на основании следующих документов:
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) документ, подтверждающий место жительства и (или) место пребывания гражданина на территории Московской области, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);
в) документы (сведения), подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи в денежной форме в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно" за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления;
г) выписка из домовой книги;
д) выписка из финансового лицевого счета;
е) справка медицинской организации о состоянии здоровья гражданина с указанием степени утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
ж) справка, свидетельство, удостоверение или иной документ о праве на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
з) индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида (при наличии).
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" содержится понятие места пребывания и места жительства.
Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Из материалов дела усматривается, что Притула А.Ф. находится на стационарном лечении в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Московской области " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Временно зарегистрирован на территории больницы по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
19 марта 2019 года Притула А.Ф. обратился в Сергиево-Посадское управление социальной защиты населения министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении ему социальных услуг в форме социального обслуживания стационарного. Указал, что нуждается в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, социально-психологических услугах. К указанному заявлению были приложены выписка из истории болезни, заключение врачебной комиссии, справка о регистрации по месту пребывания, копия паспорта, копия полиса обязательного медицинского страхования, копия справки МСЭ, копия СНИЛС, копия ИПР инвалида.
Письмом министерства социального развития Московской области от 19 марта 2019 года N 21.63 Притула А.Ф. отказано в рассмотрении вопроса о направлении его в стационарное учреждение социального обслуживания Московской области, в связи с отсутствием у него регистрации по месту жительства.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что административный истец к заявлению о предоставлении социальной услуги представил все необходимые документы, в том числе письмо главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области " "данные изъяты"", согласно которому ФИО5 имеет временную регистрацию по месту пребывания в лечебном учреждении по адресу: "адрес" с 16 октября 2018 года по 16 апреля 2019 года. Иных оснований для отказа, кроме непредставления документа, подтверждающего наличие регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, административным ответчиком в решении от 19 марта 2019 года не указано. Притула А.Ф. находится в лечебном учреждении с 2017 года, постоянного места жительства не имеет, статус без определенного места жительства, требует постоянного постороннего ухода, имеет регистрацию по месту пребывания в лечебном учреждении. Также имеется решение суда об установлении факта постоянного проживания Притула А.Ф. на территории Московской области в лечебном учреждении.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела установлена.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
Довод кассационной жалобы о том, что дело должно быть рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства подлежит отклонению, поскольку основано на неправильном толковании норм процессуального права. В предоставлении муниципальной услуги административному истцу было отказано по основанию непредставления полного пакета документов для ее оказания, правоотношения между сторонами заявленного спора основаны на властном подчинении одной стороны другой и носят публичный характер. Какого-либо спора материально-правового характера, подлежащего рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сергиево - Посадского городского суда Московской области от 14 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 августа 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.