Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Асатиани Д.В, судей Шостак Р.Н, Попова В.В, с участием прокурора Серебрякова А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челнаковой Натальи Петровны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова" о взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова" на решение Первомайского районного суда города Пензы от 11 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 29 октября 2019 года, заслушав доклад судьи Шостак Р.Н, объяснения истца, возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела, установила:
Челнакова Н.П. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения (далее по тексту - ГБУЗ) "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова" о взыскании компенсации морального вреда.
Решением Первомайского районного суда города Пензы от 11 июля 2019 года исковые требования Челнаковой Н.П. удовлетворены.
С ГБУЗ "Пензенская областная клиническая больница им. Н.Ф.Филатова" в пользу истца в счет компенсации морального вреда взыскано 350000 руб, штраф в размере 175000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 29 октября 2019 года решение Первомайского районного суда города Пензы от 11 июля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова" просит отменить решение Первомайского районного суда города Пензы от 11 июля 2019 года в части взыскания штрафа и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 29 октября 2019 года, как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено, что у Челнаковой Н.П. по состоянию на 27 ноября 2017 года по результатам ЭКО была диагностирована беременность сроком 3-4 недели (по зачатию). С указанной даты истец поставлена на учет по беременности в "данные изъяты"" на ст. Пенза ОАО РЖД со сроком беременности 9 недель, данная беременность у истца седьмая.
9 февраля 2018 года при осмотре врачом был назначен прием допегита ввиду нестабильного артериального давления.
1 июня 2018 года ввиду наличия артериальной гипертензии, вызванной беременностью, истцу была рекомендована госпитализация, от которой она отказалась, о чем имеется запись в индивидуальной карте.
8 июня 2018 года при осмотре Челнакова Н.П. высказывала жалобы на отеки нижних конечностей. При осмотре врачами установлено: гипертоническая болезнь 2 ст. ОАГА; анемия 1 ст. НДЦ по смешанному типу, в связи с чем она была направлена в Перинатальный центр на консультацию к кардиологу.
19 июня 2018 года и 21 июня 2018 год ввиду наличия отеков нижних конечностей, нестабильного артериального давления, Челнаковой Н.П. рекомендована госпитализация в Перинатальный центр, однако от госпитализации истец отказалась, указав собственноручно в индивидуальной карте, что о последствиях предупреждена.
28 июня 2018 года при совместном осмотре заведующей женской консультацией и заведующей поликлиникой "данные изъяты"" на ст. Пенза ОАО РЖД Челнаковой Н.П. на сроке беременности 36-37 недель был выставлен диагноз "преэклампсия", вызвана бригада скорой медицинской помощи, и истца в сопровождении заведующей женской консультации была доставлена в Перинатальный центр. Однако от госпитализации в дальнейшем отказалась, при этом была предупреждена о возможных осложнениях, вплоть до гибели плода, что подтвердила своей подписью в отказе от госпитализации.
10 июля 2018 года бригадой скорой медицинской помощи Челнакова Н.П. была доставлена в Перинатальный центр с диагнозом: беременность 38 недель, срочные роды.
Согласно данным карты вызова скорой медицинской помощи от N N Челнакова Н.П. была доставлена в перинатальный центр.
Из истории родов N 5-29117/2018 следует, что 10 июля 2018 года, спустя 1 час 1 минуту после доставления бригадой скорой помощи, Челнакова Н.П. была госпитализирована в ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова" (Перинатальный центр) в тяжелом состоянии в палату интенсивной терапии с диагнозом: беременность 37-38 недель после ЭКО, преэклампсия тяжелой степени, антенатальная гибель плода.
Согласно выводам судебно-медицинской экспертизы смерть плода наступила от асфиксии вследствие нарушения маточно-плацентарного кровообращения, обусловленного преждевременной отслойкой нормально расположенной плаценты, развившейся на фоне тяжелой преэклампсии. Смерть можно считать условно предотвратимой в случае проведения операции "кесарево сечения" до момента антенатальной гибели.
Удовлетворяя исковые требования Челнаковой Н.П, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 6 статьи 13, статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), исходил из того, что вследствие оказания истцу услуги ненадлежащего качества права Челнаковой Н.П. как потребителя медицинских услуг нарушены, в связи с чем в ее пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Рассматривая дело в апелляционном порядке и оставляя решение суда первой инстанции без изменения, в том числе в части взыскания штрафа, суд апелляционной инстанции дополнительно отметил, что истцу ответчиком оказывалась услуга по родовспоможению в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с чем к возникшим правоотношениям применимы положения пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что выводы судов в части взыскания с ответчика в пользу истца штрафа сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пунктам 2-4 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (пункт 21 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пунктом 9 части 5 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" предусмотрено право пациента на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи (часть 1 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи (часть 4 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона о защите прав потребителей (часть 8 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Из приведенных норм, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, следует, что право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. При этом законом гарантировано, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Наряду с этим Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию, при оказании медицинской помощи. К отношениям по предоставлению гражданам платных медицинских услуг применяется законодательство о защите прав потребителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 года N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.
Согласно пункту 2 указанных Правил платные медицинские услуги - это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования; потребитель - это физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Как следует из преамбулы Закона о защите прав потребителей, этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителем и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Закон о защите прав потребителей определяет исполнителя услуг как организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям по возмездному договору.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страховании, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Исходя из изложенного положения Закона о защите прав потребителей, устанавливающие в том числе в пункте 6 статьи 13 ответственность исполнителя услуг за нарушение прав потребителя в виде штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг. При этом основанием для взыскания в пользу потребителя штрафа является отказ исполнителя, в данном случае исполнителя платных медицинских услуг, в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя этих услуг.
Суд первой инстанции, взыскивая с ответчика в пользу истца штраф, установленный пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, положения приведенных норм материального права, определяющих основания применения к отношениям в области охраны здоровья граждан законодательства о защите прав потребителей, к спорным отношениям применил неправильно, вследствие чего не определилправовую природу отношений по поводу оказания Челнаковой Н.П. медицинской помощи и не установил, оказывалась ли истцу медицинская помощь бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи либо эта помощь, включая медицинские услуги, предоставлялась Челнаковой Н.П. на возмездной основе на основании заключенного с медицинской организацией договора.
Указанные обстоятельства также оставлены без внимания судом апелляционной инстанции при проверке решения нижестоящего суда.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми и могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 29 октября 2019 года в части взыскания штрафа с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом апелляционном рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и рассмотреть дело в апелляционном порядке в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 29 октября 2019 года отменить в части взыскания штрафа, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.