Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аптрахимова Динара Мансуровича на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 20 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 13 ноября 2019 года по административному делу N 2а-1695/2019 по административному исковому заявлению Тобольского межрайонного прокурора к Аптрахимову Динару Мансуровичу о прекращении права управления транспортными средствами.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, прокурора Теплову М.Н, возражавшую против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тобольский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о прекращении права управления транспортными средствами к Аптрахимову Д.М, ссылаясь на наличие у него медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, создающих угрозу безопасности движения на дорогах.
Решением Тобольского городского суда Тюменской области от 20 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 13 ноября 2019 года, требования административного истца удовлетворены: прекращено действие права Аптрахимова Д.М. на управление транспортными средствами категории В, B1; прекращено действие водительского удостоверения Аптрахимова Д.М. N 7226218116 от 26 марта 2016 года на право управления транспортными средствами категории В, В1; на административного ответчика возложена обязанность сдать в ОГИБДД МО МВД России "Тобольский" водительское удостоверение на право управления транспортными средствами.
В поданной 04 февраля 2020 года кассационной жалобе Аптрахимов Д.М, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, ставит вопрос об отмене указанных судебных актов и о принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Административный истец в судебное заседание не явился, направив письменные возражения на доводы жалобы и поручив представление интересов прокурору Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тепловой М.Н.
Административный ответчик Аптрахимов Д.М, представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России "Тобольский", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета ССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 названного Закона основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 28 апреля 1993 года, "алкоголизм" является противопоказанием для управления авто- и мототранспортными средствами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2014 года N 1064 утверждены Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, согласно которым противопоказанием к управлению являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код F10 - F16, F18, F19), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Клиническими рекомендациями "Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя. Синдром зависимости от алкоголя", утвержденными Минздравом России, синдром зависимости - это сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление психоактивного вещества или класса веществ занимает в системе ценностей больного ведущее место.
В МКБ-10 (международной классификации болезней) синдром зависимости от алкоголя имеет код F10.2.
При рассмотрении дела судами установлено, что 26 марта 2016 года Аптрахимову Д.М. выдано водительское удостоверение N 7226218116 на право управления транспортными средствами категории "В, В1 (A.S)".
Между тем, он состоит на учете в наркологическом кабинете в Тобольском филиале ГБУЗ ТО "ОКПБ" (филиал N 2) у врача-нарколога с июля 2015 года с диагнозом: "данные изъяты"
Установив у Аптрахимова Д.М. наличие прямого медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, свидетельствующего о создании непосредственной угрозы для безопасности участников дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов и задач Федерального закона "О безопасности дорожного движения", суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Позиция судов нижестоящих судебных инстанций основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Довод кассатора о том, что он узнал о постановке на учет у врача-нарколога в период разбирательства по настоящему делу, подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашел, опровергнут, в частности, показаниями врача нарколога-психиатра "данные изъяты", а также матери административного ответчика "данные изъяты"
Кроме того, осведомленность о данном факте, как и данные, характеризующие личность административного ответчика, не имеют значения в рамках рассматриваемого спора.
Фактически доводы жалобы Аптрахимова Д.М. сводятся к несогласию с оценкой судами нижестоящих судебных инстанций первичной медицинской документации, на основании которой сделан вывод о наличии у него диагноза "синдром зависимости от алкоголя".
Несогласие кассатора с оценкой доказательств судами нижестоящих судебных инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела не является основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку нормы главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену принятых по делу судебных актов, судами не допущено. Предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тобольского городского суда Тюменской области от 20 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 13 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аптрахимова Динара Мансуровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.