Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Кукарцевой Е.В, Лаврова В.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1614/2019 по иску прокурора Металлургического района г. Челябинска к администрации г. Челябинска, муниципальному унитарному предприятию "Челябинские коммунальные тепловые сети" о возложении обязанности, по кассационным жалобам администрации города Челябинска, муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" на решение Советского районного суда г. Челябинска от 19.07.2019, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21.10.2019.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кукарцевой Е.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителей МУП "ЧКТС" - Лаптевой А.Ю, администрации г. Челябинска - Раткевич Т.А, Овчинникова А.Н, Баркиной О.Н, представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Челябинска - Раткевич Т.А, действующих на основании доверенностей, поддержавших доводы кассационных жалоб, прокурора Трошкиной А.В, возражавшего против удовлетворения жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Металлургического района г. Челябинска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Челябинска, МУП "ЧКТС" о возложении обязанности в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт трубопроводов тепловых сетей зоны N 02 в схеме теплоснабжения города Челябинска - северной части системы теплоснабжения Металлургического района г. Челябинска от источника ТЭЦ ПАО "ЧМК", указав в обоснование требований, что в ходе проведенной прокурорской проверки выявлены неоднократные факты повреждения трубопроводов тепловых сетей (высокая изношенность сетей, интенсивная наружная коррозия трубопроводов) в зоне теплоснабжения N 02, однако, предписание об устранении нарушений законодательства ресурсоснабжающей организацией не исполнено; своевременных мер по организации выполнения работ по капитальному ремонту тепловых сетей собственником имущества не принято, мероприятия по ремонту сетей теплоснабжения, в целях обеспечения качества и бесперебойности теплоснабжения жителей Металлургического района г. Челябинска объектов социального назначения ресурсоснабжающей организацией надлежащим образом не реализованы.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 19.07.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21.10.2019 заявленные требования удовлетворены, установлен срок выполнения обязанности провести капитальный ремонт трубопровода тепловых сетей зоны N 02 в схеме теплоснабжения г. Челябинска в течение 6 месяцев.
В кассационных жалобах администрацией г. Челябинска, МУП "ЧКТС" поставлен вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя - администрации г. Челябинска
при рассмотрении спора и оценке доказательств суды пришли к необоснованному выводу о возложении обязанности по проведению капитального ремонта тепловых сетей на собственника имущества, оставив без внимания доводы о передаче имущества в хозяйственное ведение МУП "ЧКТС" которое и обязано осуществить их ремонт; доводы о том, что часть сетей находится в удовлетворительном состоянии и ремонта не требует; неотложность мероприятий (ремонт в течение 6 месяцев) не подтверждена истцом документально, выполнение мероприятий по ремонту тепловых сетей в ходе отопительного сезона допускается только без ограничения теплоснабжения потребителей тепловой энергии, что невозможно сделать в "Северной зоне" Металлургического района, капитальный ремонт сетей проводится в летний период после окончания отопительного сезона. Кроме того, к рассмотрению спора по существу необоснованно не привлечен Комитет финансов Администрации г.Челябинска.
По мнению заявителя МУП "ЧКТС" при рассмотрении спора по существу суды безосновательно оставили без внимания доводы о том, что проведение ремонтных работ на тепловых сетях, находящихся у предприятия на обслуживании осуществляется в рамках тарифного финансирования, дополнительное финансирование отсутствует, ресурсы, заложенные в утвержденном тарифе на эксплуатацию трубопроводов и оборудования не позволяют провести необходимые работы; оставили без внимания доводы о том, что часть сете находится в удовлетворительном состоянии и ремонта не требует, необходимость ремонта указанных магистралей в целом не обоснована, установленный судами срок выполнения работ - 6 месяцев не реален к исполнению, выполнение мероприятий по ремонту тепловых сетей в ходе отопительного сезона допускается только без ограничения теплоснабжения потребителей тепловой энергии, что невозможно сделать в "Северной зоне" Металлургического района, капитальный ремонт сетей проводится в летний период после окончания отопительного сезона.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено, что в соответствии с Уставом МУП "ЧКТС" предприятие осуществляет деятельность в целях удовлетворения потребностей в тепловой энергии города Челябинска, а именно: получение и поставку тепловой энергии по установленным тарифам, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей. Учредителем предприятия МУП "ЧКТС" является администрация г. Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям: администрации г. Челябинска.
В соответствии с договором о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения N П-83/7 от 20.03.2009, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г.Челябинска предоставил МУП "ЧКТС" на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество стоимостью 195 762 994, 21 руб. согласно приложению.
Приказом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска N 1202 от 22.12.2014 из муниципальной казны города Челябинска в хозяйственное ведение МУП "ЧКТС" передано муниципальное имущество общей балансовой стоимостью 390 849 399, 31 руб, в числе которого тепловые сети и сооружения Металлургического района города Челябинска общей протяженностью 121, 8 км. (зоны теплоснабжения N001, N002) и общим износом 85 % процентов исходя из балансовой и остаточной стоимости.
В ходе проведенной прокуратурой Металлургического района г. Челябинска проверки выявлено неоднократное повреждение трубопроводов тепловых сетей в зоне теплоснабжения N002, приводящее к отключению от теплоснабжения многоквартирных домов жителей Металлургического района г.Челябинска.
По результатам проверки в адрес МУП "ЧКТС" 30.01.2019 прокурором Металлургического района г.Челябинска вынесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в части ненадлежащего проведения мероприятия по подготовке сетей теплоснабжения зоны N002 в схеме теплоснабжения города Челябинска к отопительному периоду, выполнении плана капитальных работ данных сетей в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее по тексту Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ), Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115.
Согласно информационному письму заместителя главы города по городскому хозяйству администрации г. Челябинска от 15.01.2019 N 03-10/11 теплоснабжение потребителей Северной зоны Металлургического района осуществляется от ТЭЦ ООО "Мечел-Энерго" по теплотрассам, находящимся в муниципальной собственности г.Челябинска, общей протяженностью 78, 7 км. С 01.01.2015 тепловые сети переданы в хозяйственное ведение МУП "ЧКТС". До 01.12.2014 обслуживание сетей осуществлялось ООО "ТЭСиС" по договору аренды, в связи с чем, в тарифе на теплоснабжение и передачу тепловой энергии затраты на капитальный ремонт и реконструкцию сетей отсутствовали, что привело к повышению аварийности на тепловых сетях, в 5-6 раз превышающую нормативную (норматив 0, 3 на 1 км. сети), также к высокому расходу сетевой воды (подпитке), превышающему норматив в 10 раз.
Также из данного информационного письма следует, что состояние тепловых сетей потребителей северной зоны Металлургического района г.Челябинска неудовлетворительное, с начала отопительного сезона 2018-2019 устранено более 300 технологических нарушений с отключением потребителей. Объем финансирования, предусмотренный тарифом, не обеспечивает необходимый объем ремонтных работ капитального характера тепловых сетей, в особенности крупных диаметров трубопроводов более 400 мм.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что ответчики несут ответственность за содержание тепловых сетей, факт нахождения которых в неудовлетворительном состоянии нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что нарушений норм материального и процессуального права при разрешении спора по существу судами не допущено на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 4, 5 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится в числе прочего: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона N 190-ФЗ теплоснабжающие и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: 1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; 2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; 3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; 4) обеспечивать качество теплоносителей; 5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; 6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; 7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии. В силу пунктов 6.2.1, 6.2.25 Правил при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" вывод в ремонт осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием выводимых в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Всесторонне, полно и объективно исследовав совокупность всех вышеотмеченных фактических обстоятельств, оценив в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, в частности, договор о закреплении имущества о праве хозяйственного ведения N п-83/7 от 20.03.2009, письмо главы города Челябинска N 01-129 от 16.02.2017, представление прокурора Металлургического района г. Челябинска N 56-2019 от 30.01.2019, руководствуясь положениями статей 206, 210, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, статей 6, 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889, суды первой и апелляционной инстанции, приняв во внимание, что материалами дела подтвержден факт высокой степени изношенности тепловых сетей, требующих проведения именно капитального ремонта с целью обеспечения их безаварийной работы, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Довод кассационной жалобы администрации г. Челябинска о необоснованном возложении на заявителя обязанности по капитальному ремонту тепловых сетей переданных на праве хозяйственного ведения МУП "ЧКТС" судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства положениями которых установлена обязанность собственника имущества обеспечить его надлежащее содержание (статьи 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационных жалоб администрации г. Челябинска, МУП "ЧКТС" об отсутствии необходимости в проведении ремонта части участков тепловых сетей, невозможности выполнить капитальный ремонт тепловых сетей в "Северной зоне" Металлургического района г. Челябинска без ограничения теплоснабжения, недостаточности установленного шестимесячного срока для проведения капитального ремонта, отсутствии финансирования, непривлечении к участию в деле Комитета финансов администрации г. Челябинска как распорядителя местного бюджета, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Челябинска от 19.07.2019, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21.10.2019 оставить без изменения, кассационные жалобы администрации города Челябинска, муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.