Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Кукарцевой Е.В, Лаврова В.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-715/2019 по Управления жилищного и коммунального хозяйства г. Екатеринбурга к Оружбековой Лале Шарафитдиновне о взыскании неосновательного обогащения, по кассационной жалобе Оружбековой Лалы Шарафитдиновны на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 18.02.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18.07.2019.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кукарцевой Е.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга обратилось в суд с иском к Оружбековой Л.Ш. о взыскании неосновательного обогащения в виде необоснованно полученной в период с марта 2014 года по август 2016 года субсидии в размере 149 640, 12 руб, в обоснование требований указав, что при проведении проверки установлен факт предоставления заявителем недостоверных сведений о доходах членов его семьи при обращении с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в спорном периоде, однако, неосновательно сбереженные денежные средства не возвращены.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 18.02.2019 заявленные требования удовлетворены, с Оружбековой Л.Ш. в пользу Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга в счет возврата необоснованно полученной субсидии взысканы денежные средства взысканы денежные средства в размере 138 290, 04 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18.07.2019 решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 18.02.2019 изменено, заявленные требования удовлетворены частично, с Оружбековой Л.Ш. в пользу Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга в счет возврата необоснованно полученной субсидии взыскано 38 150, 12 руб.
В кассационной жалобе Оружбековой Л.Ш. поставлен вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
По мнению заявителя, при рассмотрении спора по существу и оценке доказательств судами безосновательно оставлены без внимания доводы о том, что отсутствие сведений о доходах супруга заявителя - Оружбекова М.Г. в налоговом органе не может служить основанием для установления обстоятельств о недостоверности предоставленных сведений о доходах членов семьи.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Оружбекова Л.Ш, Оружбеков М.Г, представители Управления жилищного и коммунального хозяйства администрации г. Екатеринбурга, ООО "СКИФ-2000 ЕК", ООО "СКИФ-2000", ООО "РЕМДОРСТРОЙ", в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено, что Оружбекова Л.Ш. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в периоды с марта 2014 года по август 2014 года, с сентября 2014 года по февраль 2015 года, с марта 2015 года по август 2015 года, с сентября 2015 года по февраль 2016 года, с марта по август 2016, на основании соответствующих решений уполномоченного органа N 223369 от 08.04.2014, N 329114 от 22.09.2014, N 437744 от 18.03.2015, N 601141 от 02.10.2015, N 763745 от 25.03.2016. За указанный период ей начислена и выплачена субсидия на общую сумму 149 640, 12 руб.
С целью проверки достоверности предоставленных Оружбековой Л.Ш. сведений о доходах Оружбекова М. Г. за период с 01.01.2014 по 31.12.2015. Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга 14.10.2016 направлен запрос в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга.
Согласно ответу ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга от 15.11.2016 в отношении Оружбекова М. Г, 17.06.1969 года рождения, по состоянию на 14.11.2016 в Федеральном информационном ресурсе отсутствуют сведения о доходах налогоплательщика за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, в том числе от ООО "Скиф-2000", ООО "Скиф-2000 ЕК", ООО "Ремдорстрой".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что ответчиком для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за спорный период представлены недостоверные сведения о доходах членов семьи.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с данным выводом суда первой инстанции, и, вместе с тем, изменяя решение суда в части взысканных сумм, определения периода взыскания, исходил из установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании субсидии, необоснованно полученной ответчиком в период с марта 2014 года по 25.12.2015.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что нарушений норм материального и процессуального права при разрешении спора по существу судами не допущено на основании следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно статьям 195, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (пункт 20 Правил).
Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Во исполнение этого закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32 - 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (пункт 60 Правил).
В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте "в" пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм следует, что возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.
Всесторонне, полно и объективно исследовав совокупность всех вышеотмеченных фактических обстоятельств, оценив в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства в совокупности, в частности, заявления о предоставлении субсидии от 12.09.2014, 13.03.2014, 28.02.2015, 11.09.2015, 12.03.2016, справку 2-НДФЛ N 2 от 12.03.2014, 11.09.2014, N 1 от 03.09.2015, справку о заработной плате от 20.02.2015, 10.03.2016, выписку по лицевому счету за период с 13.03.2014 по 15.09.2016, письмо ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга от 15.11.2016, руководствуясь положениями статей 195, 196, 199, 200, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 8, 11, 14, 49, 60, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", суд апелляционной инстанции, приняв во внимание ходатайство ответчика о применении последствий пропуска истцом срока давности обращения в суд за защитой нарушенного права, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии недобросовестности в действиях ответчика при предоставлении документов для получения субсидии, основаны на ошибочном толковании приведенных норм права, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда при кассационном производстве, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 18.02.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18.07.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Оружбековой Лалы Шарафитдиновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.