Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Козиной Н.М, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1996/2019 по иску Шлепко Светланы Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска о включении в специальный страховой стаж периодов работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, о назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Шлепко Светланы Анатольевны на решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 10 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав истца Шлепко С.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шлепко С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе городе Челябинска (далее - УПФ в Курчатовском районе г. Челябинска) о признании незаконным решения N 1224708/18 от 28 февраля 2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж следующих периодов работы: с 10 апреля 1990 года по 10 сентября 1991 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 9 месяцев; с 25 сентября 1991 года по 08 февраля 1993 года, с 08 февраля 1993 года по 27 июня 1993 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев; с 06 мая 2004 года по 01 августа 2005 года, в том числе период нахождения в учебном отпуске с 10 января 2005 года по 07 февраля 2005 года с применением льготного порядка исчисления 1 год работы как 1 год 3 месяца; с 01 апреля 2009 года по 01 мая 2009 года календарно. Просила назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ с 27 декабря 2018 года.
В обоснование заявленных требований Шлепко С.А. указала, что решением ответчика N 1224708/18 от 28 февраля 2019 года ей необоснованно было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж.
Решением Курчатовского районного суда города Челябинска от 10 июля 2019 года признано незаконным решение УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска N 1224708/18 от 28 февраля 2019 года в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы Шлепко С.А.: с 06 мая 2004 года по 01 августа 2005 года в должности старшей медицинской сестры (заведующей) процедурным кабинетом в военном госпитале войсковой части N 93419 пгт. Локомотивный Челябинской области, в том числе период нахождения в учебном отпуске (с 10 января 2005 года по 07 февраля 2005 года) с применением льготного порядка исчисления 1 год работы как 1 год 3 месяца; с 01 апреля 2009 года по 01 мая 2009 года в должности медицинской сестры в ГУЗ ГБ N 3 (ОБУЗ "Курская горбольница N 3) календарно. Возложена обязанность на УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска включить в страховой стаж Шлепко С.А. для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ указанные периоды работы, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шлепко С.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее Список N 1066);
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, с применением положений абзацев 4, 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 по 31 октября 1999 включительно (далее Список N464).
Специальный стаж может быть исчислен с применением Списков и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее- Список N 781), либо по ранее действующему законодательству - по Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, для исчисления периодов работы до 01 января 1992 года; по постановлению Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 для исчисления периодов работы с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года; по Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года.
Согласно Перечню, предусмотренному Списком N 781 льготное исчисление стажа применяется к следующим должностям: операционные медицинские сестры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом, при условии работы в отделениях хирургического профиля стационаров. В разделе 1 Перечня "Наименование структурных подразделений" приведен исчерпывающий перечень стационаров хирургического профиля.
В соответствии с пунктом 1 Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы засчитывается за 1 год и 6 мес.
Из анализа приведенных норм следует, что льготное исчисление стажа, с учетом 1 год работы за 1 год и 6 месяцев применяется только при условии работы в должностях и стационарах хирургического профиля.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 27 декабря 2018 года Шлепко С.А. обратилась в УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска N 1224708/18 от 28 февраля 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, связанного с лечебной деятельностью.
В специальный стаж Шлепко С.А. пенсионным органом были включены периоды работы: с 10 апреля 1990 года по 10 сентября 1991 года в должности медицинской сестры отделения забора и переливания крови в военном госпитале - войсковой части N 93419 пгт. Локомотивный Челябинской области в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяцев; с 25 сентября 1991 года по 27 июня 1993 года в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения в Карталинской городской больнице (МУЗ "Карталинская городская больница") календарно.
Пенсионным органом отказано во включении спорных периодов работы в специальный стаж Шлепко С.А. в льготном исчислении.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования в части включения периодов работы с 06 мая 2004 года по 01 августа 2005 года в должности старшей медицинской сестры (заведующей) процедурным кабинетом в военном госпитале, в том числе период нахождения в учебном отпуске (с 10 января 2005 года по 07 февраля 2005 года) с применением льготного порядка исчисления 1 год работы как 1 год 3 месяца; с 01 апреля 2009 года по 01 мая 2009 года в должности медицинской сестры в ГУЗ ГБ N3 (ОБУЗ "Курская горбольница N 3) календарно, суд первой инстанции исходил из доказанности работы истца, дающего права на досрочное пенсионное обеспечение.
В указанной части судебные постановления сторонами не обжалуются.
Решая вопрос о включении периода работы истца с 10 апреля 1990 года по 10 сентября 1991 года в должности медицинской сестры отделения забора и переливания крови в военном госпитале - войсковой части N 93419 поселка городского типа Локомотивный Челябинской области в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 9 месяцев, суд первой инстанции исходил из того, что весь период трудовой деятельности истца проходил в сельской местности, смешанный стаж работы отсутствует, к спорным периодам работы истца, имевшим место до 1 ноября 1999 года, применение одновременно двух льготных порядков подсчета специального стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения невозможно. Кроме того, не подлежит включению в указанный период работы истца в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев), поскольку не представлены доказательства работы истца в хирургическом отделении по должности, предусмотренной Перечнем от 29 октября 2002 N 781.
Установив, что с 25 сентября 1991 года по 27 июня 1993 года истец работала в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения в Карталинской городской больнице (МУЗ "Карталинская городская больница"), работа Шлепко С.А. не связана с выполнением обязанностей медсестры в родильном отделении, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о включении указанных периодов работы в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав на то, что льготное исчисление стажа истца, с учетом 1 год работы за 1 год и 6 месяцев применяется при условии работы в должностях и стационарах хирургического профиля, к которым отделение для новорожденных не относится.
Данные выводы судов соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права.
Судами первой и апелляционной инстанций изложенные нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон, были применены в их системной взаимосвязи и единстве, названные выше обстоятельства были определены в качестве юридически значимых и являлись предметом исследования и оценки.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судебных постановлений со ссылкой на то, что в полномочия медсестры палаты новорожденных родильного отделения входило участие в проведении хирургических операций, период работы в должности медицинской сестры в отделении заготовки и переливания крови в военном госпитале также, по мнению подателя жалобы следует отнести к выполнению хирургических операций, отклоняются как противоречащие материалам дела. Судами установлено, что истец не представила доказательства работы в отделениях хирургического профиля.
Указанные доводы были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 10 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шлепко Светланы Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.