Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды ФИО6 на вступившие в законную силу решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 28 июня 2019 года и решение судьи Иркутского областного суда от 10 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 51 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" Косарева Алексея Валерьевича, установил:
постановлением старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды Прокопьевой О.В. от 5 февраля 2019 года N 229/3-вг начальник федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 51 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" Косарев Алексей Валерьевич (далее - Косарев В.Г.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 28 июня 2019 года постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Решением судьи Иркутского областного суда от 10 сентября 2019 года решение судьи районного суда изменено в части указания в описательно-мотивировочной части решения даты выявления правонарушения с 27 сентября 2017 года на 13 сентября 2018 года и даты истечения срока давности привлечения к административной ответственности с 27 ноября 2017 года на 13 ноября 2018 года. В остальной части решение оставлено без изменения, жалоба должностного лица, вынесшего постановление, - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в кассационный суд, должностное лицо, вынесшее постановление, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующих сроки давности привлечения к административной ответственности.
Косарев А.В, извещенный в порядке ч.2 ст.30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, возражений не представил.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Часть 1 ст.7.3 КоАП РФ (в редакции на дату обнаружения правонарушения) предусматривает административную ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса.
Из обстоятельств дела следует, что на основании распоряжения руководителя Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от 08.08.2018 N 229ср в отношении ФКУ КП-51 УФСИН России по Иркутской области в период с 17.08.2018 по 13.09.2018 проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 27.09.2017 N 248-вг. По результатам проверки составлен акт от 13.09.2018 N 229-вг, из которого, в частности следует, что ФКУ КП-51 УФСИН России по Иркутской области эксплуатирует водозаборную скважину, расположенную по месту нахождения данного учреждения: "адрес", "адрес", - в отсутствие лицензии на добычу воды, что является нарушением ст.11 Закона Российской Федерации "О недрах".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении начальника ФКУ КП-51 УФСИН России по Иркутской области Косарева А.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, и вынесении 05.02.2019 постановления о привлечении к административной ответственности.
Судья районного суда, отменяя постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что на момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности истек. При этом исходил из того, что административное правонарушение было обнаружено в ходе предыдущей проверки, по результатам которой составлен акт от 27.09.2017 N 248-вг, таким образом, срок давности, составляющий два месяца, истек 27.11.2017.
Судья вышестоящего суда так же пришел к выводу о том, что на момент вынесения постановления 05.02.2019 срок давности привлечения к административной ответственности истек, однако исходил из того, что административное правонарушение было обнаружено 13.09.2018, и срок давности истек 13.11.2018.
С такими выводами согласиться нельзя.
Исходя из положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.3 КоАП РФ, составляет один год.
В соответствии с ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Судья областного суда, придя к верному выводу о том, что днем обнаружения правонарушения является 13.09.2018, неправильно применил положения ч.1 ст.4.5 КоАП РФ и пришел к неправильному выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца и истек 13.11.2018.
Обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении Косарева А.В. протокола об административном правонарушении, имели место 13.09.2018, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по настоящему делу истек 13.09.2019. Таким образом, на момент подачи жалобы и поступления дела в кассационный суд, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, и о наличии либо отсутствии его вины в совершении административного правонарушения обсуждению не подлежит, его положение не может быть ухудшено иным образом.
В силу ст.30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Поскольку производство по делу прекращено, а на момент поступления дела в кассационный суд и рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности истек, то принятые по делу судебные акты не могут быть отменены.
Вместе с тем, имеются основания для изменения судебных актов путем исключения суждения о том, что постановление о привлечении начальника федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 51 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" Косарева Алексея Валерьевича к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.7.3 КоАП РФ вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, а также исключения из резолютивной части решения судьи областного суда фразы "и даты истечения срока давности привлечения к административной ответственности с 27 ноября 2017 г. на 13 ноября 2018 г.".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 28 июня 2019 года и решение судьи Иркутского областного суда от 10 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 51 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" Косарева Алексея Валерьевича, изменить, исключив суждение о том, что постановление о привлечении начальника федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 51 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" Косарева Алексея Валерьевича к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, исключить из резолютивной части решения судьи Иркутского областного суда от 10 сентября 2019 года фразу "и даты истечения срока давности привлечения к административной ответственности с 27 ноября 2017 г. на 13 ноября 2018 г.".
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.