Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.
судей Шефер И.А. и Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (2-424/19) по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Березовском Кемеровской области о признании решения об отказе в установлении и назначении пенсии незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово и Кемеровской области (межрайонное) на решение Березовского городского суда Кемеровской области от 26 июня 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Березовском Кемеровской области (далее УПФР в г. Березовском Кемеровской области), о признании решения об отказе в установлении пенсии от 14 мая 2019 г. незаконным, обязании включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период прохождения службы в армии с 28 июня 1990 г. по 19 июня 1992 г, периодов с 24 июля 2007 г. по 26 июля 2007 г, с 12 ноября 2007 г. по 14 ноября 2007 г, с 3 марта 2008 г. по 4 марта 2008 г, с 10 ноября 2008 г. по 12 ноября 2008 г, со 2 августа 2010 г. по 4 августа 2010 г, с 5 сентября 2011 г. по 7 сентября 2011 г, со 2 июля 2012 г. по 4 июля 2012 г, с 27 марта 2013 г. по 28 марта 2013 г, с 9 сентября 2013 г. по 11 сентября 2013 г, с 27 октября 2014 г. по 29 октября 2014 г, 14 мая 2015г, 9 сентября 2015 г, с 12 октября 2015 г. по 14 октября 2015 г, с 3 октября 2016 г. по 5 октября 2016 г, 14 декабря 2016 г, со 2 октября 2017 г. по 4 октября 2017 г, с 1 октября 2018 г. по 3 октября 2018 г. - обучение по ПБ и ОТ с отрывом от производства, периода с 14 сентября 1989г. по 31 декабря 1989 г. работу в должности ученика подземного электрослесаря на шахте " "данные изъяты"", который входит в период обучения в СПТУ- N, периода с 1 сентября 1986 г. по 9 января 1990 г. учебу в СПТУ- N по специальности "электрослесарь подземный", обязании назначить пенсию по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 апреля 2019 г. Кроме того, заявлено о взыскании судебных расходов в виде расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и по оплате юридических услуг в размере 2 000 руб.
Решением Березовского городского суда Кемеровской области от 26 июня 2019 г. постановлено:
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Березовском Кемеровской области от 14 мая 2019 г. N об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ФИО1 незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Березовском Кемеровской области включить ФИО1 в специальный стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период учебы в СПТУ-4 по специальности "подземный электрослесарь" с 1 сентября1986 г. по 9 января 1990 г, службы в Армии по призыву с 28 июня 1990 г. по 19 июня 1992 г, периодов прохождения обучения по ТБ и ОТ с отрывом от производства с: 24 июля 2007 г. по 26 июля 2007 г, с 12 ноября 2007 г. по 14 ноября 2007 г, с 3 марта 2008 г. по 4 марта 2008 г, с 10 ноября 2008 г. по 12 ноября 2008 г, со 2 августа 2010 г. по 4 августа 2010 г, с 5 сентября 2011 г. по 7 сентября 2011 г, со 2 июля 2012 г. по 4 июля 2012 г, с 27 марта 2013 г. по 28 марта 2013 г, с 9 сентября 2013 г. по 11 сентября 2013 г, с 27 октября 2014 г. по 29 октября 2014 г, 14 мая 2015 г, 9 сентября 2015 г, с 12 октября 2015 г. по 14 октября 2015 г, с 3 октября 2016 г. по 5 октября 2016 г, 14 декабря 2016 г, со 2 октября 2017 г. по 4 октября 2017 г, с 1 октября 2018 г. по 3 октября 2018 г.
Обязать Управление Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в г. Березовском Кемеровской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 24 апреля 2019 г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в г. Березовском Кемеровской области в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 2 300 руб.
В остальной части иска ФИО1 отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 октября 2019 г. решение суда первой инстанции от 26 июня 2019 г. оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное) ФИО7 ставится вопрос об отмене решения Березовского городского суда Кемеровской области от 26 июня 2019 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 октября 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским дела Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с 1 сентября 1986 г. по 9 января 1990 г. обучался в СПТУ N "адрес" по профессии "электрослесарь подземный", по окончанию обучения присвоена квалификация подземный электрослесарь четвертого разряда, что подтверждается копией диплома, копией трудовой книжки истца.
В период обучения в СПТУ- N "адрес" с 14 сентября 1989 г. по 31 декабря 1989 г. ФИО1 работал в должности ученика подземного электрослесаря подземного участка автоматики на шахте " "адрес"", уволен по окончании производственной практики, что подтверждается копией справки, уточняющей особый характер работы и условия труда и подтверждающая постоянную занятость на работах, предусмотренных списками от 19 апреля 2019 г. N акционерного общества "Угольная компания "Северный Кузбасс".
2 февраля 1990 г. истец после окончания обучения в СПТУ N.Березовский принят подземным электрослесарем четвертого разряда на шахту " "данные изъяты"" Северокузбасского производственного объединения по добыче угля " "данные изъяты"". 25 июня 1990 г. уволен по пункту 3 статьи 29 КЗоТ РСФСР в связи с призывом на военную службу.
С 28 июня 1990 г. по 19 июня 1992 г. проходил службу в рядах Советской Армии.
2 сентября 1992 г. принят подземным электрослесарем четвертого разряда на шахту " "данные изъяты"". 2 октября 1996 г. уволен по собственному желанию.
10 марта 2000 г. принят подземным электрослесарем четвертого разряда на "данные изъяты"", 1 апреля 2010 г. переведен подземным электрослесарем пятого разряда.
3 августа 2009 г. ОАО "данные изъяты"". 25 августа 2015 г. "данные изъяты"", что подтверждается копией трудовой книжки.
Из справки, уточняющей особый характер работы и условия труда и подтверждающая постоянную занятость на работах, предусмотренных списками от 19 апреля 2019 г. N АО "Угольная компания "данные изъяты"" следует, что ФИО1 проходил обучение ПБ и ОТ с отрывом от производства: 24 июля 2007 г. по 26 июля 2007 г, с 12 ноября 2007 г. по 14 ноября 2007 г, с 3 марта 2008 г. по 4 марта 2008 г, с 10 ноября 2008 г. по 12 ноября 2008 г, со 2 августа 2010 г. по 4 августа 2010 г, с 5 сентября 2011 г. по 7 сентября 2011 г, со 2 июля 2012 г. по 4 июля 2012 г, с 27 марта 2013 г. по 28 марта 2013 г, с 9 сентября 2013 г. по 11 сентября 2013г, с 27 октября 2014 г. по 29 октября 2014 г, 14 мая 2015 г, 9 сентября 2015 г, с 12 октября 2015 г. по 14 октября 2015 г, с 3 октября 2016 г. по 5 октября 2016 г, 14 декабря 2016 г, со 2 октября 2017 г. по 4 октября 2017 г, с 1 октября 2018 г. по 3 октября 2018 г. - обучение по ПБ и ОТ с отрывом от производства.
24 апреля 2019 г. ФИО1 обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Березовском Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Березовском Кемеровской области от 14 мая 2019 г. N ФИО1 в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано в связи с недостаточностью специального стажа, с указанием наличия общего стажа на дату 19 апреля 2019 г. - 27 лет 1 месяц 11 дней, и 22 года 8 месяцев 25 дней - специального стажа.
В специальный стаж истца не были включены спорные периоды.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж периода обучения в училище и службы в армии, суд руководствовался подпунктами "з" и "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, в соответствии с которым, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Аналогичные положения в части стажа работы были предусмотрены подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), период, указанный в подпункте "з", приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а в подпункте "к" - по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Указанный нормативный акт утратил свою силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", общие положения которого стали действовать с 1 января 1992 г.
Как установлено судом после окончания училища, так и после прохождения службы в армии истец работал в качестве подземного электрослесаря на шахте "Первомайская", работа которого дает право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 11 части 1 статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В период прохождения службы истца начался в период, когда нормы, действующего на тот момент законодательства, предусматривали включение в специальный стаж, то суд пришел к выводу о том, что указанный период подлежит включению в специальный стаж.
Доводы жалобы ответчика о неправомерном применении судом к возникшим правоотношениям положений пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, были предметом проверки суда апелляционной инстанции, которые были отклонены по следующим основаниям.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости к лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно подпункту "а" пункта 3 названного постановления Правительства Российской Федерации по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных, в том числе в абзаце третьем подпункта "а" данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
На момент призыва истца на службу в армию и в период обучения в СПТУ действовало постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", пунктом 109 которого было определено, что в общий стаж работы засчитывались, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
Статья 133.1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в спорные периоды и утратившего силу с 1 января 2002 г, предусматривала, что время выполняемых до 1 января 1992 г. подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 г. право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в названном постановлении, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и приобретенных прав.
В абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Из приведенного выше правового регулирования, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации следует, что федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права суды пришли к выводу об удовлетворении требований истца о включении периодов его учебы и службы в армии по призыву.
Учитывая, что истец с учетом спорных периодов на дату обращения за назначением пенсии имел необходимый специальный стаж - 25 лет, суд признал решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии незаконным, верно обязал ответчика включить спорные периоды в специальный стаж истца и назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости с даты обращения - 24 апреля 2019 г.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Доводы жалобы не образуют обстоятельств в силу закона влекущих отмену судебных актов.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения кассационной жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное) и отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березовского городского суда Кемеровской области от 26 июня 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.