Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А. и Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (2-1276/19) по иску Г.Л.И, П.Т.В, Г.А.В, Г.Н.В. к Управлению городского развития Киселёвского городского округа о заключении договора о предоставлении социальной выплаты
по кассационной жалобе Управления городского развития Киселёвского городского округа на решение Киселёвского городского суда Кемеровской области от 30 июля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 октября 2019 г, которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Г.Л.И, П.Т.В, Г.А.В, Г.Н.В. обратились в суд с иском к Управлению городского развития Киселёвского городского округа о заключении договора о предоставлении социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований истцы указали на то, что Г.Л.И. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". В доме зарегистрированы и проживают все истцы: Г.Л.И, П.Т.В, Г.А.В, Г.Н.В. Дом по "адрес" находится на подработанной территории ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью "Шахта Краснокаменская" (далее - ООО "Шахта Краснокаменская") и включен в комплексную программу поэтапной ликвидации убыточных шахт на основании экспертного заключения СФ ОАО ВНИМИ от 24 июня 2016 г..N 84, включен в списки домов, подлежащих сносу. В настоящее время проживать в указанном доме практически невозможно, поскольку дом расположен на подработанной территории ООО "Шахта Краснокаменская", пришел в негодность: стены в доме потрескались, штукатурка отваливается, пол и окна перекошены, своими силами производить ремонт дома не представляется возможным. При обращении к ответчику за информацией, когда истцам будет предоставлена социальная выплата для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, получены ответы, что вопрос переселения будет решен при условии финансирования из федерального бюджета в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г..N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков". Полагают, что отсутствие финансирования не может являться препятствием к заключению договора о предоставлении социальной выплаты. До настоящего времени указанный договор с истцами не заключен.
Считают, что у ответчика имеются все основания для заключения с истцами указанного договора, так как они нуждаются в переселении из ветхого жилья, им должна быть предоставлена социальная выплата для приобретения жилья, взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО "Шахта Краснокаменская".
Просили обязать Управление городского развития Киселёвского городского округа заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, из расчета стоимости жилья 18 кв.м на одного члена семьи.
Решением Киселёвского городского суда Кемеровской области от 30 июля 2019 г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа заключить с Г.Л.И, П.Т.В, Г.А.В, Г.Н.В. договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчета стоимости жилья 72 кв.м на семью из четырех человек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 октября 2019 г. решение Киселёвского городского суда Кемеровской области от 30 июля 2019 г. оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем Управления городского развития Киселёвского городского округа Т. ставится вопрос об отмене решения Киселёвского городского суда Кемеровской области от 30 июля 2019 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 октября 2019 г, как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что собственником жилого дома в "адрес" на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного 14 декабря 2012 г. является Г.Л.И.
В данном жилом доме зарегистрированы Г.Л.И. с 14 апреля 1987 г, П.Т.В. с 22 июня 1990 г, Г.А.В. с 15 августа 1997г, Г.Н.В. с 9 февраля 1995 г.
Жилой дом по "адрес" расположен в зоне подработки ООО "Шахта Краснокаменская".
Как следует из заключения СФ АО ВНИМИ от 24 июня 2016 г. N 84, жилой дом по адресу: "адрес" значится в перечне подработанных ветхих домов, у которых в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые, и относящихся к категории ветхих, которые рекомендуются к сносу, согласно действующему законодательству.
Истцы были включены в список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидируемого ООО "Шахта Краснокаменская", согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от 24 июня 2016г. N 84.
В материалах дела имеется копия свидетельства о рождении (запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ г. N), согласно которой родителями Г.А.В. являются: Г.В.Л. и Г.Л.И.; копия свидетельства о рождении (запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ N), согласно которой родителями Г.Т.В. являются: Г.В.Л. и Г.Л.И.; копия свидетельства о рождении (запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ N), согласно которой родителями Г.Н.В. являются: Г.В.Л. и Г.Л.И..
Согласно копии свидетельства о заключении брака (запись акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ N) Г.Т.В. вступила в зарегистрированный брак с П.С.А, после заключения брака присвоена фамилия П..
Из копии справки ГБУ КО "Центр ГКО и ТИ" КО Филиал N БТИ "адрес" от 8 мая 2019 г. N, усматривается, что данных о наличии у П. (Г.) Т.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: "адрес", жилых помещений и домовладений по данным филиала N ГБУ КО "Центр ГКО и ТИ" в "адрес" не имеется.
Из копий справок ГП КО ЦТИ КО Филиал N БТИ "адрес" от 27 марта 2018 г. N, N усматривается, что данных о наличии у Г.А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: "адрес", жилых помещений и домовладений по данным филиала N ГП КО ЦТИ КО "адрес" не имеется.
Согласно копии справки ГП КО ЦТИ КО Филиал N БТИ "адрес" от 27 марта 2018 г. N, по сведениям архива филиала N ГП КО ЦТИ КО "адрес", за Г.Л.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован жилой дом по адресу: "адрес".
Согласно выписке из ЕГРН от 8 июля 2019 года, усматривается, что правообладателем жилого дома, расположенного в "адрес" является Г.Л.И..
По данным Единого государственного реестра недвижимости от 22 июля 2019 года, сведения о правах П.Т.В, Г.Н.В, Г.А.В. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц усматривается, что решение о ликвидации ООО "Шахта "Краснокаменская" не принималось, имело место прекращение деятельности шахты 11 июля 2012 г. в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право пользования жилым домом по адресу: "адрес" возникло у истцов до признания дома непригодным для проживания 24 июня 2016 г. и формирования списков в 2018 году, в указанном доме они на законных основаниях проживали на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, до настоящего времени социальные выплаты за указанный дом никому предоставлены не были, другого жилого помещения, кроме спорного дома, истцы в собственности или пользовании не имеют, включены в список на предоставление социальной выплаты для переселения.
Представителем Управления городского развития Киселёвского городского округа Т. была подана апелляционная жалоба на решение Киселёвского городского суда Кемеровской области от 30 июля 2019 г, в которой она просила отменить решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе представителя Управления городского развития Киселёвского городского округа Т, оставил решение Киселёвского городского суда Кемеровской области от 30 июля 2019 г. без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Вопросы предоставления социальной выплаты для приобретения жилья, основания и порядок ее предоставления, регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке ее финансирования" и постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от 13 июля 2005 года "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков".
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.
Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с пунктом 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и в дальнейшем могут быть уточнены в следующих случаях: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
При этом предусмотренный пунктом 8 Правил перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты (на момент закрытия шахты).
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов независимо от форм собственности, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и подлежат переселению из данного жилья.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии совокупности следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Наличие совокупности указанных условий установлено судами первой и апелляционной инстанций и ответчиком не оспаривалась. Напротив, ответчиком представлены соответствующие списки, которые действительны на момент рассмотрения дела и не уточнялись до настоящего времени.
Доказательствам, имеющимся в материалах дела судами дана в соответствии с требованиями стать 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о приобретении П. жилого помещения в 2019 г. были предметом проверки суда апелляционной инстанции, которым дана правовая оценка, указана в обжалуемом апелляционном определении.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Киселёвского городского суда Кемеровской области от 30 июля 2019 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 октября 2019 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киселёвского городского суда Кемеровской области от 30 июля 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления городского развития Киселёвского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.