N 88-5062/2020
г. Кемерово |
3 апреля 2020 г. |
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Жуленко Н.Л, рассмотрев гражданское дело N N по иску Управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Хилок" к Голобоковой Е.В. о взыскании задолженности по оплате за техническое обслуживание
по кассационной жалобе Голобоковой Е.В. на решение мирового судьи судебного участка N 44 Хилокского судебного района Забайкальского края от 24 июля 2019 г, апелляционное определение Хилокского районного суда Забайкальского края от 25 октября 2019 г.
установил:
Управляющая организация Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Хилок" (далее - УО ООО "ЖЭУ Хилок") обратилась в суд с иском к Голобоковой Е.В. о взыскании задолженности за техническое обслуживание и вывоз мусора.
В обоснование заявленных требований истец указал, что УО ООО "ЖЭУ Хилок" выбрана в качестве обслуживающей организации многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", на основании протокола общего собрания жильцов от ДД.ММ.ГГГГ Голобокова Е.В. является правообладателем квартиры N в указанном доме. Оплата за техническое обслуживание и вывоз мусора за данную квартиру в УО ООО "ЖЭУ Хилок" не поступает с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В результате за указанный период образовалась задолженность в сумме 11 518 рублей 34 копейки, которую просит взыскать с Голобоковой Е.В, а также пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 428 рублей 02 копейки и судебные расходы в сумме 517 рублей 85 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка N 44 Хилокского судебного района Забайкальского края от 24 июля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Хилокского районного суда Забайкальского края от 25 октября 2019 г, исковые требования УО ООО "ЖЭУ Хилок" удовлетворены.
В кассационной жалобе Голобоковой Е.В. ставится вопрос об отмене принятых судебных актов со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена без вызова участников процесса в судебное заседание. По общему правилу рассмотрение кассационной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания судьей единолично.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При проверке представленных материалов дела и судебных постановлений по доводам заявителя Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не установилоснований для отмены обжалуемых судебных постановлений исходя из следующего.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статьями 153 и 155 ЖК РФ на граждан возложена обязанность своевременно и полностью производить оплату жилья и коммунальных услуг.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
На основании ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно разъяснениям п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" по смыслу части 14 статьи 155 ЖК РФ, собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню, размер которой установлен законом и не может быть увеличен.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Голобокова Е.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
Многоквартирный жилой "адрес" края находится в управлении УО ООО "ЖЭУ Хилок", которая является исполнителем коммунальных услуг, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ
Договор технического обслуживания с собственниками помещений многоквартирного "адрес", в письменном виде заключен не был, однако фактически УО ООО "ЖЭУ Хилок" предоставляло и предоставляет по настоящее время следующие виды услуг:
- текущая уборка придомовой территории;
- текущая уборка лестничных клеток;
- содержание несущих конструкций дома;
- содержание внутридомового энергетического оборудования;
- содержание внутридомового инженерного оборудования;
- вывоз ТБО;
- размещение отходов.
Решениями Совета Городского поселения "Хилокское" N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении предельных уровней тарифов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов организаций и техническое обслуживание многоквартирных домов коммунального комплекса городское поселение "Хилокское", установлены предельные уровни тарифов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, а также определены размеры платы гражданами за техническое обслуживание многоквартирных домов, обслуживаемых УО ООО "ЖЭУ Хилок" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, согласно приложению N.
Согласно предъявленным требованиям и представленным стороной истца документам у ответчика перед истцом имеется задолженность по оплате за содержание жилья и коммунальным услугам.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальных услуг, поскольку во исполнение обязанностей собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, должна была вносить плату за коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества в УО ООО "ЖЭУ Хилок", однако указанную обязанность в спорном периоде не исполняла.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции в целом соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, находит их обоснованными, постановленными с соблюдением норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно.
Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пункт 1 ст. 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с и. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В силу п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов является по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, ввиду чего применению к сложившимся между сторонами правоотношениям подлежат положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 781 ГК РФ предусмотрена обязанность лица, получившего услуги, оплатить их.
В соответствии со ст. 56 ч. 1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы кассатора о том, что между сторонами отсутствует заключенный договор, подлежат отклонению, поскольку отсутствие подписанного сторонами договора не свидетельствует о неосновательности начисления коммунальной услуги, в том числе и по вывозу ТБО. В соответствии с абзацем вторым п. 6 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148(54) настоящих Правил (п. 7).
При таких обстоятельствах, исходя из положений закона, регулирующих спорные правоотношения, законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт не заключения истцом и ответчиком письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные. Наличие договорных отношений между истцом и ответчиком предполагается в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7 постановлении Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". При этом отсутствие письменного договора не освобождает ответчика от обязанности произвести оплату за услуги, фактически оказанные эксплуатирующей организацией собственникам помещений жилого дома.
Доводы кассационной жалобы том, что судебные акты приняты не компетентными лицами, не компетентными судебными учреждениями, не соответствуют требованиям Инструкции по судебному делопроизводству, поскольку не оформлены на специальном бланке, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные не ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
Довод о подсудности спора арбитражному суду является необоснованным, поскольку договорные правоотношения в данном случае сложились между УО ООО "ЖЭУ Хилок" и Голобоковой Е.В. как физическим лицом, а не индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, сведения об экономическом характере спора в материалах дела отсутствуют.
Остальные доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств, собранных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, не могут явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Действующим гражданским процессуальным законодательством суду кассационной инстанции право переоценки доказательств по делу не предоставлено.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных постановлений, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 44 Хилокского судебного района Забайкальского края от 24 июля 2019 г. и апелляционное определение Хилокского районного суда Забайкальского края от 25 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Голобоковой Е.В. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.