Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Красиковой О.Е, при секретаре Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-235/2019 по административному исковому заявлению Крайновой Людмилы Сергеевны к министерству финансов Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с апелляционной жалобой министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 28 ноября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Крайнова Л.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, в обоснование заявленных требований указала, что решение Центрального районного суда города Хабаровска по делу N 2-1148/2012 от 20 апреля 2012 года исковые требования прокурора Бикинского района, действовавшего в ее интересах, удовлетворены и на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение в пределах села Лермонтовка Бикинского района Хабаровского края общей площадью не менее 18 кв.м, на состав семьи из одного человека. На основании исполнительного документа 25 июля 2012 года возбуждено исполнительное производство, которое прекращено фактическим исполнением только в 2019 году. Административный истец также указал, что им подавались заявления об изменении порядка и способа исполнения судебного решения, одно из которых было удовлетворено в 2019 году, способ и порядок исполнения судебного решения изменены: вместо села Лермонтовка жилье предоставлено в г. Хабаровске. Поскольку решение не исполнялось в течение 7 лет 3 месяцев, Крайнова Л.С. полагала, что у нее возникло право на обращение в суд с требованием о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем просила присудить компенсацию в сумме 280 000 рублей.
Решением Хабаровского краевого суда от 28 ноября 2019 года административное исковое заявление Крайновой Л.С. удовлетворено частично.
С Хабаровского края в лице министерства финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края в пользу Крайновой Людмилы Сергеевны взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 рублей.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность, необоснованность ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, существенного нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края указало на то, что им были приняты все необходимые меры для исполнения судебного акта в рамках полномочий министерства, заявка на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения для Крайновой Л.С. была направлена в министерство строительства Хабаровского края 14 мая 2012 года, то есть до вступления решения суда в законную силу. Также указало, что краевым законодателем приняты меры по созданию нормативного правового механизма, предусматривающего возможность компенсации гражданам вреда, причиненного длительным неисполнением решения суда о предоставлении жилых помещений лицам, относящимся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, указанные лица имеют право на ежемесячную компенсацию расходов за наем жилого помещения. Кроме того, судом при вынесении решения не учтено то, что Крайновой Л.С. предоставлена квартира на основании распоряжения министерства от 24 июля 2019 года, следовательно, обязательство по обеспечению заявителя жилым помещение министерством исполнено полностью 24 июля 2019 года, а не в момент окончания исполнительного производства 16 августа 2019 года. Также обращает внимание на то, что заявитель не использует предоставленную по решению суда квартиру по назначению, не проживает на территории города Хабаровска, в связи с чем требования о присуждении компенсации ничем не обоснованы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона о компенсации, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Центрального районного суда города Хабаровска от 20 апреля 2012 года, вступившим в законную силу 22 мая 2012 года, удовлетворены требования Бикинского городского прокурора в интересах Крайновой Л.С. На министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить Крайновой Л.С. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м в пределах с. Лермонтовка Бикинского муниципального района Хабаровского края, на состав семьи из одного человека.
На основании поступившего ходатайства Центральным районным судом города Хабаровска 1 июня 2012 года исполнительный лист направлен в Бикинскую городскую прокуратуру.
25 июля 2012 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району города Хабаровска возбуждено соответствующее исполнительное производство N 35867/12/01/27, впоследствии исполнительное производство передано в МОСП по исполнению особых исполнительных производств с присвоением номера 14031/15/27027.
Должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
По общему правилу, установленному в статье 36 названного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Поскольку решением Центрального районного суда города Хабаровска от 20 апреля 2012 года не был установлен срок для исполнения решения суда, решение суда должно было быть исполнено в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Вместе с тем, в указанный срок решение суда исполнено не было.
Письмом от 16 августа 2012 года министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края судебному приставу-исполнителю было сообщено о том, что решение суда не может быть исполнено в установленный срок в связи с отсутствием свободного жилого помещения государственного жилищного фонда края в селе Лермонтовка Бикинского района Хабаровского края. Также сообщалось, что заявка на приобретение жилья Крайновой Л.С. направлено в министерство строительства края 14 мая 2012 года.
В целях исполнения требования исполнительного документа судебным приставом-исполнителем должнику неоднократно в течение 2012-2018 г.г. направлялись требования об исполнении решения суда в установленный срок.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 17 июля 2013 года с министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края был взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа.
В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края также привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в отношении должника судебным приставом-исполнителем выносилось предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Материалы исполнительного производства свидетельствуют о том, что со стороны службы судебных приставов принимались достаточные меры к принудительному исполнению решения Центрального районного суда города Хабаровска от 20 апреля 2012 года, вины указанного органа в неисполнении решения суда в установленный срок не усматривается.
Со стороны суда также не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части неясностей не содержит.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 4 июня 2019 года на основании заявления Крайновой Л.С. изменен порядок и способ исполнения решения суда путем возложения на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязанности предоставить Крайновой Л.С. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м в пределах города Хабаровска.
На основании распоряжения министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 24 июля 2019 года N 1121-р Крайновой Л.С. предоставлено жилое помещение государственного жилищного фонда края по договору социального найма жилого помещения - однокомнатная квартира в городе Хабаровске общей площадью 32 кв.м.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 16 августа 2019 года исполнительное производство окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Из представленных суду доказательств следует, что срок исполнения решения суда со дня возбуждения исполнительного производства и до момента окончания производства по исполнению судебного акта составил 7 лет 22 дня; общий срок исполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу и до момента окончания производства по исполнению судебного акта составил 7 лет 2 месяца 25 дней. Доводы министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об исчислении данного срока по день вынесения им распоряжения о предоставлении жилого помещения Крайновой Л.С, а не по день окончания исполнительного производства основаны на неверном толковании норма права.
Судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана оценка своевременности мер, принимаемых органами и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, в том числе доводам министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с отсутствием жилых помещений в государственном жилищном фонде края, и обоснованно сделан вывод о том, что министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края принимались определенные меры по исполнению требований исполнительного документа, вместе с тем, реализация указанных мероприятий в течение более семи лет не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению Крайновой Л.С. жилого помещения, и потому такие меры не могут быть признаны достаточными, своевременными и эффективными в смысле, придаваемом судебной практикой, в том числе Европейского суда по правам человека, доказательств этому суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что объективные причины задержки исполнения судебного акта отсутствовали, и административный истец за данную задержку исполнения решения ответственность не несет, каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат.
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в государственном жилищном фонде Хабаровского края, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений, в связи с чем доводы министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в указанной части являются несостоятельными, поскольку не подтверждают наличие непреодолимых препятствий для исполнения решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности, учитывая общую продолжительность исполнения указанного выше решения, которая составила более семи лет, существенную значимость и последствия для административного истца, который в результате длительного неисполнения решения суда лишен гарантированного ему законом и установленного судебным актом права на жилище, пришел к верному выводу о том, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, в связи с чем, руководствуясь вышеприведенными положениями Закона о компенсации, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в Постановлении от 29 марта 2016 г. N 11, правовую позицию Европейского Суда по правам человека, принял решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека по делам данной категории, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, характер допущенных нарушений и значимость их последствий для административного истца, суд обоснованно определилразмер компенсации равной 70 000 рублей.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 11).
С учетом данной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации доводы апелляционной жалобы о том, что краевым законодателем приняты меры по созданию нормативного правового механизма, предусматривающего возможность компенсации гражданам расходов за наем жилого помещения, основанием для отмены решения суда не являются.
Факт проживания Крайновой Л.С. не на территории города Хабаровска и неиспользование предоставленной квартиры по назначению также не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения суда. В судебном заседании суда первой инстанции доводы министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о том, что решение суда не исполнялось надлежащим образом по причине нахождения Крайновой Л.С. за пределами Хабаровского края, не нашли своего подтверждения. Доказательств этому не представлено и в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о присуждении компенсации подлежит исполнению соответствующим финансовым органом, в качестве которого в рассматриваемом случае выступает министерства финансов Хабаровского края.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, то решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского краевого суда от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.