Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Кузьмичева С.И., судей Склярука С.А., Смирновой Е.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу административного истца Ахмерова Р.Р. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Ахмерова Р.Р., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО15, к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-665/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения административного истца Ахмерова Р.Р, заинтересованных лиц Ахмеровой Ж.И, Ахмеровой Э.Р, представителя административного истца и заинтересованных лиц Егорова С.В, судебная коллегия
установила:
Ахмеров Р.Р. в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения от 1 февраля 2018 года N 2858 о снятии его, а также Ахмеровой Ж.И, Ахмеровой Э.Р, ФИО16 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.
Требование мотивировал тем, что они с 1999 года состояли на учете на улучшение жилищных условий. В настоящее время составом семьи из четырех человек занимают квартиру площадью 44, 9 кв. м, в которой также зарегистрированы его родственники: сестра - ФИО17 и племянница - ФИО18. Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 1 февраля 2018 года Ахмерова Ж.И, Ахмерова Э.Р, ФИО19 Ахмеров Р.Р. сняты с жилищного учета в связи с обеспеченностью жилой площадью по норме предоставления с учетом площадей жилых помещений, находящихся в собственности у Ахмеровой А.А. и Ахмеровой К.А.
По мнению истца, распоряжение о снятии с жилищного учета является незаконным, поскольку ФИО6 и ФИО7 не являются членами его семьи.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 03 июля 2019 года исковые требования Ахмерова А.А. удовлетворены. Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить Ахмерову Ж.И, Ахмерову Э.Р, ФИО20, Ахмерова Р.Р. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (учетное дело N).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 октября 2019 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Ахмерова А.А. отказано.
В поданной кассационной жалобе Ахмерова А.А. ставится вопрос об отмене
апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из материалов дела следует, что Ахмерова Ж.И, Ахмерова Э.Р, ФИО21, Ахмеров Р.Р. зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают на основании договора социального найма в двухкомнатной квартире площадью 44, 9 кв.м по адресу: "адрес". Также в квартире зарегистрированы сестра Ахмерова Р.Р. - ФИО22. и дочь последней ФИО23
С 1999 года ФИО25 Ахмерова Ж.И, Ахмерова Э.Р, ФИО24, Ахмеров Р.Р. состояли на учете по улучшению жилищных условий, как очередники муниципалитетов.
Из ответа Департамента городского имущества города Москвы от 9 октября 2018 года следует, что на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Ахмеровы были поставлены в соответствии со статьей 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" на семью из шести граждан - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи.
Распоряжением префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы от 16 мая 2007 года N 2153жк ФИО26. сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента государственной регистрации договора купли-продажи двухкомнатной квартиры площадью 58, 2 кв.м по адресу: "адрес", предоставленной ФИО27 на семью их двух человек, включая дочь ФИО28 как участнику Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" по договору купли-продажи с рассрочкой платежа. С 12 сентября 2017 года ФИО29. также является собственником квартиры площадью 48, 0 кв.м по адресу: "адрес".
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 1 февраля 2018 года Ахмерова Ж.И, Ахмерова Э.Р, ФИО30 Ахмеров Р.Р. сняты с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как обеспеченные площадью жилого помещения по норме предоставления более 18 кв.м площади жилого помещения на человека на основании Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Ахмерова Р.Р, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку ФИО31. и ФИО32 не являются членами административного истца Ахмерова Р.Р, на каждого члена семьи приходится по 11, 225 кв.м общей площади (44, 9 кв.м), что менее установленной статьей 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" нормы 18 кв.м.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав на то, что суд первой инстанции неправомерно исходил из нормы предоставления жилой площади равной 18 кв.м на одного члена семьи и сделал вывод о нуждаемости Ахмеровой Ж.И, Ахмеровой Э.Р, ФИО33, Ахмерова Р.Р. в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, суд не учел, что при учетной норме в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения на каждого члена семьи, указанные лица не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, поскольку размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи заявителя составляет более учетной нормы.
Не соглашаясь с апелляционным определением, административный истец в кассационной жалобе приводит доводы о том, что судом апелляционной инстанции неправильно применена норма материального права, поскольку не учтено, что Ахмерова Э.Р. является инвалидом "данные изъяты"), имеет заболевание "данные изъяты" По характеру своих заболеваний в соответствии с Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 года N 991н (в ред. от 5 сентября 2019 года) "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" и Приказом Минздрава РФ от 5 сентября 2019 года N 728 "О внесении изменения в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 991Н" Ахмерова Э.Р. на дату снятия с учета и в настоящее время имеет право на дополнительную площадь. Данные о наличии у Ахмеровой Э.Р. указанных заболеваний содержат копии учетного дела N.
В силу части 2 статьи 14 КАС РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
По смыслу статьи 59, части 4 статьи 180 КАС РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Из карточки постановки на учет по улучшению жилищных условий (л.д. 59) следует, что Ахмерова Э.Р. в составе семьи из четырех человек 27 апреля 2006 года была поставлена на учет по улучшению жилищных условий по категории "семьи, имеющие детей-инвалидов".
В материалах дела имеются медицинские документы о состоянии здоровья Ахмеровой Э.Р, подтверждающие наличие у нее инвалидности, установленной бессрочно по общему заболеванию, имеющему непрерывный тип течения.
Для правильного разрешения настоящего административного дела суду необходимо было установить, относится ли заболевание к тяжелой форме хронического заболевания и применить действующее на момент принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения законодательство.
В силу пункта 7 статьи 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении пава жителей города Москвы на жилые помещения" семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из содержания обжалуемого судебного постановления не следует, что суд второй инстанций проверил основания постановки на учет семьи Ахмеровых, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий применительно к требованиям части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о нарушении нижестоящим судом норм процессуального права.
В соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать и считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, совершить иные действия, направленные на правильное разрешение спора.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 октября 2019 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд.
Председательствующий С.И. Кузьмичев
Судьи: С.А. Склярук
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.