Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Кузьмичева С.И., судей Склярука С.А., Смирновой Е.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2019 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению Новака В.И. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-075/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Новака В.И. - Сверчкова С.С, судебная коллегия
установила:
Новак В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете объекта недвижимости, мотивируя требование тем, что Управление Росреестра ошибочно исходит из отсутствия у истца полномочий на обращение в регистрирующий орган, требуя для осуществления кадастрового учета земельного участка, сформированного для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес"
не предусмотренные законом документы.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Новака В.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2019 года решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 16 января 2019 года признано незаконным. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве осуществить государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве Арутюнян И.С. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2019 года по мотивам незаконности и необоснованности и оставлении без изменения решения Лефортовского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2019 года.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, Новак В.И, как собственник помещения в многоквартирном доме по адресу: "адрес", обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о постановке на кадастровый учет путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, сформированного Департаментом городского имущества города Москвы, для эксплуатации указанного многоквартирного жилого дома.
Заявителем в регистрирующий орган представлено заявление, свидетельство о собственности на жилое помещение, проект межевания территории квартала района "адрес", утвержденный распоряжением Департамента городского имущества от 11 ноября 2014 года N 18184.
16 октября 2018 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве было принято решение о приостановлении осуществления постановки на кадастровый учет до 16 января 2019 года, поскольку к заявлению не приложен документ, подтверждающий волеизъявление всех собственников помещений в многоквартирном доме, а также отсутствует соглашение между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, заключенное в порядке пункта 2 статей 39, 28 Земельного кодекса РФ.
Уведомлением от 16 января 2019 года N 77/19-3453 регистрирующим органом было отказано в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по причине не устранения в течение срока приостановления причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета.
Разрешая предъявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что недостатки, которые послужили основанием для приостановления кадастрового учета земельного участка, заявителем в установленный срок не устранены.
Отменяя решение районного суда, судебная коллегия апелляционной инстанции указала, что судом первой инстанции не учтены положения пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Суд первой инстанции ошибочно посчитал, что для обращения в регистрирующий орган по вопросу кадастрового учета земельного участка заявителю необходимо было представить полномочия от других собственников помещений многоквартирного дома.
Судом также не учтено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании", статьей 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
В соответствии с этими нормами заявитель и представил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве для рассмотрения утвержденный Департаментом городского имущества города Москвы проект межевания территории квартала, который содержит границы рассматриваемого земельного участка, что исключало истребование от него других документов.
В кассационной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве Арутюнян И.С, не соглашаясь с апелляционным определением, приводит доводы о том, что суд пришел к неверному выводу о том, что любой собственник вправе обратиться с заявлением о формировании земельного участка, поскольку в данном случае затрагиваются права и законные интересы всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. В отсутствие документов, отражающих выраженное волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, государственный кадастровый учет земельного участка невозможен.
Отсутствие соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков суд апелляционной инстанции обосновал представленным заявителем в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве для рассмотрения утвержденным Департаментом городского имущества города Москвы проектом межевания территории квартала, который содержит границы рассматриваемого земельного участка. Однако это противоречит требованиям пункта 6 части 8 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которым основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно являются: соглашение или решение о перераспределении земельных участков - при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В кассационный суд от представителя административного истца Новака В.И. - Ефремова А.С. поступил отзыв на кассационную жалобу, в которой указывается, что ссылка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на постановление Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 569-ПП "Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома" несостоятельна, поскольку данный документ утратил силу. Приказ Минстроя России от 31 июля 2014 года N 411/пр "Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах", на который указывается в кассационной жалобе, принят в целях разъяснения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Образование земельного участка под многоквартирным домом при перераспределении исключительно на основании проекта межевания территории предусмотрено подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3, пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ и пунктом 3 статьи 12 Закона Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", в связи с чем довод кассационной жалобы о необходимости предоставления соглашения или решения уполномоченного органа о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, несостоятелен.
Проверяя приведенные доводы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу положения пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П).
При таких обстоятельствах, вопреки выводам суда первой инстанции, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Необходимость представления административным истцом соглашения или решения уполномоченного органа о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной либо частной собственности суд первой инстанции мотивировал требованиями закона, указав, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 8 статьи 41 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно являются: соглашение или решение о перераспределении земельных участков - при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании", статьей 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
В соответствии с этими нормами заявитель представил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве для рассмотрения утвержденный Департаментом городского имущества города Москвы проект межевания территории квартала, который содержит границы рассматриваемого земельного участка.
Заявителем в регистрирующий орган также представлено согласие Департамента городского имущества города Москвы от 19 сентября 2018 года на перераспределение земельного участка с кадастровым номером N, что исключало истребование от него других документов.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут повлиять на правильность вывода суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для отмены апелляционного определения.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий С.И. Кузьмичев
Судьи: С.А. Склярук
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.