Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Агафонова Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя УМВД России по Ивановской области - по доверенности Григораш Наталии Валерьевны на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 15 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 24 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Джавид Мурсал и Джавид Мухаммад Сулайман, выступающего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Джавид Мухаммад Субхан, Джавид Мухаммад Сухаил, к управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области, начальнику ОВМ ОМВД России "Шуйский" Гараниной Светлане Евгеньевне и МО МВД России "Шуйский" о признании незаконным отказа начальника ОВМ МО МВД России "Шуйский" в принятии заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, без передачи для регистрации и рассмотрения по существу; о признании незаконным отказа УМВД России по Ивановской области в принятии, регистрации и рассмотрении по существу заявления и документов о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а так же об обязании совершить определенные действия (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-1326/2019 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, судебная коллегия, установила:
Джавид М. и Джавид М.С, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Джавид М.С. и Джавид М.С, обратились в суд с административными исковыми заявлениями к начальнику ОВМ МО МВД России "Шуйский" Гараниной С.Е, УМВД России по Ивановской области, просили: признать незаконным отказ ОВМ МО МВД России "Шуйский" в принятии заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации без передачи для регистрации и рассмотрения по существу в УМВД России по Ивановской области; обязать принять у административного истца заявление и документы на выдачу разрешения на временное проживание в РФ для передачи их в УМВД России по Ивановской области для регистрации и рассмотрения по существу; признать незаконным отказ УМВД России по Ивановской области в принятии, регистрации и рассмотрении по существу заявлений и документов о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации; обязать УМВД России по Ивановской области г. Иваново принять у административного истца заявление и документы на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации для рассмотрения по существу; взыскать с административного ответчика понесенные по делу судебные расходы.
В обоснование требований истцы указали, что, являясь иностранными гражданами, 15 февраля 2019 года обратились в МО МВД России "Шуйский" по месту пребывания с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, приложив к нему необходимый пакет документов. В этот же день 15 февраля 2019 года начальник ОВМ МО МВД России "Шуйский" Гаранина С.Е. отказала в приеме заявления и документов по причине исчерпания квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Полагают отказ в приеме заявления на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации незаконным, нарушающим их права и законные интересы поскольку по состоянию на 15 февраля 2019 года квота не была исчерпана.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 15 мая 2019 года административные иски удовлетворены частично. Признаны незаконными отказы начальника ОВМ МО МВД России "Шуйский" Гараниной С.Е. в принятии заявлений и документов Джавид М. и Джавид М.С. на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации им и их несовершеннолетним детям Джавид М.С. и Джавид М.С, совершенные 15 февраля 2019 года; на МО МВД России "Шуйский" возложена обязанность принять заявления и документы Джавид М. и Джавид М.С. на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации им и их несовершеннолетним детям Джавид М.С. и Джавид М.С. для рассмотрения по существу; с МО МВД России "Шуйский" в пользу Джавид М. и Джавид М.С. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей в пользу каждого.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 24 сентября 2019 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика ставит вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, судами допущены нарушения норм процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в судебное заседание суда кассационной инстанции, а также во Фрунзенский районный суд г.Иваново, где была организована видеоконференц - связь не явились.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что 15 февраля 2019 года административные истцы обратились в ОВМ МО МВД России "Шуйский" с заявлениями о выдаче им и их несовершеннолетним детям разрешения на временное проживание на территории РФ с приложением необходимых документов, однако им было отказано в принятии их заявлений и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, ссылаясь на исчерпание квоты.
Письмом начальника ОВМ МО МВД России "Шуйский" Гараниной С.Е. б/н от 15 февраля 2019 года, истцам сообщено о том, что в соответствии с информационным письмом УМВД России по Ивановской области N от 16 января 2019 года по состоянию на указанную дату квота на выдачу разрешений на временное проживание, установленная Распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2018 года N 2496-р для Ивановской области, исчерпана в полном объеме.
Районный суд, удовлетворяя заявленные требования, и суд апелляционной инстанции, согласившийся с ним, исходили из того, что действия ответчика являются незаконными, нарушающими права истцов, создающими им препятствия для обращения с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, поскольку на момент подачи заявлений в миграционный орган квота на выдачу разрешений на временное проживание иностранных граждан не была исчерпана.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нормы материального и процессуального права судами обеих инстанций применены правильно.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Статьей 14 данного Федерального закона, закрепляющей требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, установлено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 7), а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (пункт 8).
Приказом МВД России от 27 ноября 2017 года N 891 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее - Административный регламент).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации и услуг, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, порядок их представления установлены в пункте 30 Административного регламента.
В силу пункта 44.6 Административного регламента заявление и документы к рассмотрению не принимаются, если исчерпана квота на выдачу разрешений на временное проживание.
При рассмотрении дела судами установлено, что на момент подачи истцами заявлений на выдачу разрешений на временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации квота в 600 разрешений исчерпана не была, поэтому у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в принятии заявлений истцов.
Довод кассационной жалобы о том, что квота предусматривает количество поданных заявлений, а не количестве выданных разрешений, являлся предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции. При этом суд правильно указал, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года N2496-р распределяет квоту для субъектов Российской Федерации именно исходя из количества разрешений (для Ивановской области - 600 разрешений).
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций, однако их не опровергают, поскольку основаны на ошибочном толковании норм закона, регулирующих возникшие административные правоотношения.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, решения суда по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 15 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 24 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя УМВД России по Ивановской области - по доверенности Григораш Наталии Валерьевны без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.