Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Шурыгиной Татьяны Алексеевны на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 05 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 29 октября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Ковик Виктора Васильевича, Ковик Натальи Юрьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об оспаривании решения от отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении жилого дома и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-979/2019 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, судебная коллегия, установила:
Ковик В.В, Ковик Н.Ю. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее по тексту Управлению Росреестра по Смоленской области) об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении жилого дома и возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав.
В обоснование требований истцы указывали что, являясь собственниками земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для индивидуального садоводства и огородничества, расположенного по адресу: "адрес", на котором находится "данные изъяты", 11 декабря 2018 года обратились к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, однако действия по регистрации были приостановлены, а в последующем, ввиду не устранения причин послуживших основанием для приостановления, в их совершении было отказано. Полагают, что решения ответчика являются незаконными и необоснованными, нарушающими их права и законные интересы.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация МО "Смоленский район" Смоленской области.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 5 августа 2019 года требования истцов удовлетворены частично, постановлено признать незаконным решение Управления Росреестра по Смоленской области от 26 марта 2019 года N N об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на индивидуальный "данные изъяты", общей площадью N кв.м, расположенный по адресу: "адрес"; обязать Управление Росреестра в установленном законом порядке и сроки повторно рассмотреть заявление Ковик Виктора Васильевича, Ковик Натальи Юрьевны о государственной регистрации права собственности на индивидуальный "данные изъяты", общей площадью N кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 29 октября 2019 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе руководитель организации ответчика ставит вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судами допущено неправильное применение норм материального и процессуального закона, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в суд не явились.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 02 февраля 2018 года Ковик В.В. и Ковик Н.Ю. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для индивидуального садоводства и огородничества, расположенного по адресу: "адрес", площадью N кв.м, на котором расположен объект недвижимости - "данные изъяты".
11 декабря 2018 года Ковик В.В. обратился в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении названного объекта недвижимости, представив техническим план здания, сооружения, помещения от 10 декабря 2018 года, в составе технического плана приложена декларация в отношении здания: назначение - жилое, наименование - жилое строение.
12 декабря 2018 года Ковик В.В. представлены дополнительные документы в Управление Росреестра по Смоленской области.
Уведомлением от 26 декабря 2018 года приостановлена государственная регистрация права собственности на жилой дом до 26 марта 2019 года ввиду того, что согласно заключению кадастрового инженера объектом учета является жилой дом, пригодный для постоянного проживания на земельном участке, с установленным разрешенным использованием: для индивидуального садоводства и огородничества, что противоречит действующему законодательству, статье 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
16 января 2019 года Ковик В.В. обратился в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлением о предоставлении дополнительных документов, а именно: технического плана от 16 января 2019 года, подготовленного кадастровым инженером Копацкой Е.М, наименование объекта недвижимости - индивидуальный жилой дом.
Уведомление от 21 января 2019 года приостановлена государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, поскольку спорный жилой дом расположен в зоне СхЗ, согласно правил Землепользования и застройки Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, это зона размещения садоводств и иных дачных, садоводческих и огороднических некоммерческих объединений, в связи с чем, в силу пункта 10 статьи 70 Федерального закона N 218-ФЗ постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на жилой дом, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, невозможна.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Смоленской области от 20 февраля 2019 года N 3 заявление кадастрового инженера Копацкой Е.М. об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 21 января 2019 года удовлетворено.
Уведомлением от 06 марта 2019 года Ковику В.В. было рекомендовано в целях устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, до 26 марта 2019 года разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 67:18:0063101:68 привести в соответствие с функциональным назначением объекта недвижимости на нем расположенном, либо представить технический план в соответствие с требованиями законодательства на садовый дом и копию уведомления об окончании строительства садового дома.
26 марта 2019 года Управлением Росреестра по Смоленской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
В соответствии с положениями абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2018), дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 217 от 29 июля 2017 года "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 23 Федерального закона N 217-ФЗ).
В силу пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (часть 2 статьи 23 Федерального закона N 217-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Из правил землепользования и застройки Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденным решением Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 22 марта 2013 года N 17 (с изменениями от 25 апреля 2018 года N 38), следует, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне "данные изъяты".
Территориальная зона Сх3 - зона размещения садоводства и иных садоводческих и огороднических некоммерческих объединений.
Перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков территориальной зоны Сх3: ведение садоводства - осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры, размещение хозяйственных строений и сооружений; ведение дачного хозяйства - размещение жилого дачного дома.
Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур (часть 7 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 340 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", признанная утратившей силу Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.
Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 70 Федерального закона N 218-ФЗ дополнена пунктом 12, из которого следует, что до 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона N 217-ФЗ.
Проанализировав приведенные выше положения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что размещение жилого дома на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования для садоводства допускается и потому оспариваемое решение административного ответчика об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой дом является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с этими выводами, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию автора с выводами судов, но их не опровергают и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, решения суда по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 05 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 29 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Шурыгиной Татьяны Алексеевны без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.