Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Василенко И.И, судей
Гришина С.В. и Патланя В.А, при секретаре судебного заседания Иванец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца и его представителя Крехова Д.И. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 3 декабря 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных прапорщиком Шимогиным Николаем Анатольевичем требований об оспаривании действий жилищной комиссии Управления ФСБ России по "адрес" (далее - пограничное управление), связанных со снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Василенко И.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Шимогина Н.А. и его представителя Крехова Д.И. в обоснование поданной жалобы, представителя начальника и жилищной комиссии пограничного управления - Глушкова Д.В, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решением жилищной комиссии пограничного управления от 28 октября 2019 г. (протокол N 28) Шимогин Н.А. и члены его семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Основанием для этого послужило то обстоятельство, что ему в 2012 году от органа местного самоуправления был предоставлен земельный участок для строительства жилого дома, которым он распорядился по своему усмотрению.
Шимогин Н.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанное решение незаконным и обязать жилищную комиссию его отменить.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец и его представитель просят решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование авторы жалобы приводят нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и указывают на то, что в мае 2014 года Шимогин Н.А. произвел отчуждение предоставленного ему органом местного самоуправления земельного участка, следовательно установленный ст. 53 ЖК РФ срок истек и он имеет право требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При этом истец не обеспечивался жилым помещением либо денежными средствами на его приобретение, а земельный участок предоставлялся ему не в связи с увольнением с военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 3 ст. 49 ЖК РФ установленный для военнослужащих особый порядок реализации права на жилище, в том числе предполагает применение в отношении этой категории лиц общих правил предоставления жилых помещений, поскольку иное не вытекает из специального законодательства.
Данные правила, как это следует из главы 7 ЖК РФ, исключают нахождение гражданина на жилищном учете, если имеются обстоятельства, свидетельствующие о фактическом использовании лицом каких-либо из социальных гарантий, установленных в жилищной сфере.
Одной из подобных гарантий, предусмотренной для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан Российской Федерации, включая военнослужащих и членов их семей, является выделение гражданам, по их желанию, органом государственной власти или органом местного самоуправления земельных участков для строительства жилых домов. В качестве специальной нормы указанное положение закреплено в абзаце 15 пункта 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Именно такое понимание и толкование норм закона согласуется с приведенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснениями о том, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, состоящему в системной взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 6 того же Кодекса, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в случае получения ими после 1 марта 2005 года в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Как следует из материалов дела, в марте 2012 года Шимогину Н.А. на основании постановления Сузунского района Новосибирской области и соответствующего акта приема-передачи предоставлен земельный участок площадью 900 кв.м для строительства индивидуального жилого дома по адресу: "адрес". При этом указанный земельный участок был предоставлен истцу как ветерану боевых действий.
20 апреля 2012 г. Шимогиным Н.А. зарегистрировано право собственности на данный земельный участок в органах Росреестра, а прекращено в мае 2014 года.
На основании решений жилищной комиссии пограничного управления от 9 марта и 12 апреля 2017 г. (протоколы N 98 и 99) истец составом семьи три человека на основании рапорта принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений с формой обеспечения в виде предоставления жилищной субсидии. Решением от 28 октября 2019 г. Шимогин Н.А. и члены его семьи сняты с указанного учета.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 16 июля 2013 г. N 1191-О и от 20 ноября 2014 г. N 2599-О, разрешение вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам гарантий в жилищной сфере, относится к прерогативе законодателя, который, располагая достаточно широкой дискрецией в данной сфере правового регулирования, вправе предусмотреть в качестве такой гарантии возможность выделения гражданам по их желанию бесплатно земельных участков для строительства жилых домов. С учетом того, что право выбора конкретной жилищной гарантии принадлежит самому гражданину, это не может рассматриваться в качестве нарушения его конституционных прав.
В то же время, неоднократно Конституционным Судом Российской Федерации указывалось и о том, что положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократном обеспечении их жильем и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом.
Таким образом, предоставление Шимогину Н.А. земельного участка для строительства индивидуального жилого дома свидетельствует об избрании им самим соответствующей формы жилищного обеспечения и фактической реализации социальной гарантии из числа тех, установленных в жилищной сфере для военнослужащих, которые могут быть реализованы однократно. В последующем истец предоставленный ему земельный участок реализовал посредством заключения в 2014 году договора купли-продажи, что, в свою очередь, исключило возможность постановки им вопроса о его сдаче в целях изменения им формы реализации своих жилищных прав.
При этом доводы авторов жалобы о том, что предоставление земельного участка для истца непосредственно не явилось эквивалентом иных возможных форм реализации им жилищных прав из числа предусмотренных для военнослужащих, а также то, что предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок истек, являются беспредметными, поскольку противоречат вышеизложенным положениям действующего законодательства.
Следовательно, жилищная комиссия приняла правомерное решение о снятии Шимогина Н.А. с жилищного учета.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 3 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению Шимогина Николая Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца и его представителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.