Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Меркулова Д.В, Зари А.И, при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Соповой Ю.С. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 30 декабря 2019 года, которым частично удовлетворены требования подполковника Петровского Евгения Владимировича о признании незаконными действий заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения), связанных с исключением из учетных данных истца сведений о наличии у него права на дополнительную жилую площадь.
Заслушав доклад судьи Зари А.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя начальника управления жилищного обеспечения - Чудиновой М.А. в обоснование доводов жалобы, объяснения истца и его представителя - Васильчикова А.В, возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Петровский Е.В. проходит военную службу в должности командира войсковой части N, входящей в состав соединения, дислоцированной в "адрес". Решениями начальника отделения (территориальное, "адрес") управления жилищного обеспечения от 27 сентября и 10 ноября 2016 года N 083/ОВ и 023/ОВ Петровский Е.В. составом семьи из трех человек принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При этом за ним, как за командиром воинской части, признано право на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 23 августа 2019 года N 187 в учетные данные истца внесены изменения в части исключения права Петровского Е.В. на дополнительную общую площадь жилого помещения на том основании, что войсковая часть N не является самостоятельным воинским формированием, а является структурным подразделением войсковой части N.
Решением начальника управления жилищного обеспечения от 28 августа 2019 года N 805 Петровскому Е.В. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (далее - жилищная субсидия) без учета права на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Петровский Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 23 августа 2019 года N 187, обязать указанное должностное лицо его отменить и произвести перерасчет жилищной субсидии с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен частично.
Суд признал оспоренное решение незаконным и обязал начальника управления жилищного обеспечения повторно рассмотреть вопрос о внесении в учетные данные Петровского Е.В. сведений о наличии у него права на дополнительную общую площадь жилого помещения.
В удовлетворении остальных требований истца судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований истца в полном объеме.
В обоснование указывается, что право на дополнительную общую площадь жилого помещения имеют командиры не всех воинских частей. При этом делается ссылка на то, что в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о том, что войсковая часть N не является юридическим лицом, не имеет лицевого счета и самостоятельную хозяйственную деятельность не осуществляет, а является структурным подразделением войсковой части N. К тому же в войсковой части N отсутствуют программное изделие ресурсного обеспечения ПИРО "Алушта", а также кадровый орган, позволяющий командиру воинской части в лице Петровского Е.В. издавать приказы по личному составу. Это подтверждается, помимо объяснений самого истца, поступившими в суд сведениями от врио командира войсковой части N.
Кроме того, для воинской должности, которую занимает истец, установлен тарифный разряд, меньший чем по воинской должности, для которой предусмотрено воинское звание "полковник".
Рассмотрев материалы дела, приведенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней доводы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу в должности командира воинской части, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Исходя из положений пункта 5 Правил расчета жилищной субсидии, предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76, норматив общей площади жилого помещения, установленной в соответствии с пунктами 3 и 4 данных Правил, увеличиваются на 15 кв. м при наличии у военнослужащего права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Принимая решение о частичном удовлетворении требований истца, суд исходил из того, что занимаемая Петровским Е.В. воинская должность командира войсковой части N позволяет ему претендовать на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Однако оснований согласиться с данным выводом не имеется.
Согласно статье 11 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 августа 2010 года N 025 утвержден Порядок присвоения, применения и ведения учета действительных и условных наименований органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, кораблей и судов Военно-Морского Флота. Так, в частности, под воинской частью понимается организационно самостоятельная, административно-хозяйственная структура Вооруженных Сил Российской Федерации, содержащаяся по штату, утвержденному в установленном в Министерства обороны Российской Федерации порядке.
К воинским частям относятся: все полки независимо от их подчиненности (им равные и выше), корабли 1, 2, 3 ранга, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи и им равные) не входящие в состав полков (им равные и выше), отдельные роты, не входящие в состав батальонов (дивизионов, эскадрильи им равных) и полков (им равных и выше).
Воинская часть состоит из управления и других структурных подразделений в соответствии с ее штатом.
Как видно из пунктов 5-7, 16 Единого типового устава управлений объединений, управлений соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, созданных в качестве юридических лиц, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 сентября 2016 года N 560, права юридического лица воинская часть приобретает с момента внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Воинская часть имеет печать установленного образца, иные необходимые для уставной деятельности печати и штампы, бланки со своим наименованием, от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет гражданские обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Для учета операций, осуществляемых воинской частью в рамках бюджетных полномочий, в территориальном органе Федерального казначейства открываются лицевые счета, а при наличии решения, выданного в установленном порядке, - счета в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации или иных кредитных организациях. Командир воинской части, помимо прочего, заключает в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственные контракты, иные договоры (соглашения), подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, от имени Российской Федерации, обеспечивает своевременную и в полном объеме выплату личному составу денежного довольствия (заработной платы) и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, отличительным признаком воинской части является наличие боевого знамени, которое в силу пунктов 1 и 3 Положения о порядке вручения боевого знамени воинской части (приложение 3 к статье 78 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации) вручается дивизиям, бригадам, полкам, отдельным батальонам (дивизионам, эскадрильям) и им равным воинским частям, при их сформировании.
Следовательно, по смыслу положений пункта 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правом на дополнительную общую площадь жилого помещения обладают только командиры таких воинских частей, которые имеют указанные отличительные признаки и отвечают всем вышеназванным требованиям.
На основании директивы командующего войсками Южного военного округа от 26 ноября 2015 года N 4 дсп войсковая часть N определена в качестве формирователя, в частности, для войсковой части N.
Из сообщения начальника управления кадров Южного военного округа от 21 августа 2019 года N 31/1/12499 войсковая часть N (отдельный батальон) является структурным подразделением войсковой части N (бригада) и организационно входит в ее состав.
Как следует из справок командира войсковой части N от 20 декабря 2019 года N 4351 и от 10 марта 2020 года N 706 войсковая часть N входит в состав бригады (войсковая часть N) и не является отдельным юридическим лицом. Правом на осуществление хозяйственной и иной деятельности наделен не командир войсковой части N, а командир войсковой части N (командир бригады), о чем ему выдана соответствующая доверенность Министром обороны Российской Федерации.
В отношении военнослужащих войсковой части N командиром данной воинской части могут издаваться приказы, но за исключением тех приказов, которые необходимо внести в ПИРО "Алушта", то есть связанные с выплатой денежного довольствия.
Сведения, изложенные в вышеназванных справках командира войсковой части N, подтверждены в сообщении из организационно-мобилизационного управления штаба Южного военного округа от 20 марта 2020 года N 14/1/1992.
Данные обстоятельства подтвердил и сам Петровкий Е.В, который в суде первой инстанции пояснил, что им, как командиром воинской части, не издаются приказы по личному составу, а лишь изготавливаются проекты данных приказов, а подписывает их командир войсковой части N. Сведения в отношении военнослужащих войсковой части N в ПИРО "Алушта" вносятся должностными лицами войсковой части N. В суде апелляционной инстанции Петровский Е.В. дополнительно подтвердил сведения, изложенные в вышеназванных справках командира войсковой части N.
С учетом изложенного следует прийти к выводу о том, что войсковая часть N в полном объеме не является самостоятельной административно-хозяйственной структурой, а ее командир не обладает всей полнотой административной власти в отношении подчиненного ему личного состава.
При таких данных наличие у войсковой части N некоторых признаков, присущих воинской части, по смыслу пункта 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не позволяет сделать вывод о наличии у ее командира права на дополнительную общую площадь жилого помещения, а соответственно и права на получение субсидии в увеличенном размере с учетом этой площади.
Приведенные в решении гарнизонного военного суда ссылки на положения статьи 2 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" и пункта 4 ст. 3 "Положения о порядке прохождения военной службы" не раскрывают признаков воинской части, а лишь содержат наименование "воинская часть" как наименование воинского формирования, применяемого для целей реализации этих нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах решение гарнизонного военного суда в части признания незаконным решения заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 23 августа 2019 года N 187 об исключении из учетных данных Петровкого Е.В. сведений о наличии у него права на дополнительную общую площадь жилого помещения подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и нарушением норм материального права. При этом в этой части следует принять новое решение об отказе в удовлетворении этого требования истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 30 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Петровского Евгения Владимировича в части удовлетворения требования о признании незаконным решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 23 августа 2019 года N 187 об исключении из учетных данных Петровкого Е.В. сведений о наличии у него права на дополнительную общую площадь жилого помещения, отменить.
Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требования Петровского Евгения Владимировича.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.