Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Зари А.И, Меркулова Д.В, при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 30 декабря 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных старшим прапорщиком Джабраиловым Морисом Эминовичем требований о признании незаконным решения начальника отделения (территориального "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения), связанного с отказом в принятии членов семьи истца на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Меркулова Д.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Джабраилова М.Э. в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Джабраилов М.Э. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения управления жилищного обеспечения от 28 августа 2019 г. N 08/97 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в "адрес" супруги и троих детей истца и обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о принятии членов его семьи на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что, несмотря на проживание супруги с детьми отдельного от него в "адрес", он имеет право на обеспечение жильем с учетом всех членов семьи, так как брак с Д.А... не расторгнут, они ведут общий семейный бюджет. Также он не лишен родительских прав в отношении своих детей. Проживание его в "адрес" связано с прохождением военной службы. Поэтому жилое помещение в избранном месте жительства должно быть предоставлено с учетом всех членов семьи, круг которых определен пунктом 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно материалам дела Джабраилов М.Э. заключил первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г. 22 января 2016 г. он вновь поступил на военную службу по контракту, которую проходит в войсковой части N, дислоцированной в "адрес". 28марта 2019 г. военно-врачебной комиссией военного госпиталя он признан ограниченно годным к военной службе, в связи с чем подал рапорт об увольнении с военной службы по состоянию здоровья. Его общая продолжительность военной службе составляет более 10 лет.
25 июля 2019 г. Джабраилов М.Э. обратился в отделение управления жилищного обеспечения с заявлением о принятии на жилищный учет его и членов семьи: супруги Д.А., двоих сыновей ДД.ММ.ГГГГ и дочери ДД.ММ.ГГГГ, проживающих на условиях найма в "адрес", для обеспечения жильем в избранном месте жительства "адрес"
Решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 28августа 2019 г. N 08/97 истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, а в принятии на данный учет его супруги и детей отказано в связи с тем, что они проживают отдельно от истца в "адрес" и не являются членами семьи Джабраилова М.Э, как нанимателя жилого помещения.
В суде апелляционной инстанции истец пояснил, что после поступления на военную службу в 2016 г. он не перевез семью в "адрес", так как там не имелось возможности для занятия спортом старшего сына, дочь в силу особенностей психического развития тяжело перенесла бы смену места жительства. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ у них в семье родился сын, переезд с которым к новому месту жительства был бы затруднен. В период службы в войсковой части N он предпринимал меры для перевода по службе в войсковую часть N, дислоцированную в "адрес" Раздельное проживание с семьей имело вынужденный характер.
При таких обстоятельствах следует прийти к выводу, что проживание супруги и несовершеннолетних детей истца, то есть лиц, указанных в пункте 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в месте жительства истца до поступления его на военную службу не является препятствием для принятия их в качестве членов семьи военнослужащего на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.
При этом о наличии у членов семьи истца такого права свидетельствуют установленные в ходе судебного разбирательства факты сохранения брачных отношений между истцом и его супругой, ведение общего бюджета, необеспеченностью по месту дислокации воинской части, в которой он проходит военную службу, служебным жилым помещением для проживания семьи.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что войсковая часть N дислоцирована на постоянной основе на территории "адрес", в связи с чем на основании постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам Федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" Джабраилов М.Э. имеет право пользоваться дополнительными социальными гарантиями, в том числе при проживании членов семьи в другом субъекте Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что проживание истца в последнее время отдельно от членов семьи было связано не с прекращением семейных отношений, а с обстоятельствами прохождения им военной службы. Поэтому данное обстоятельство не может являться препятствием для принятия на жилищных учет его супруги и детей.
Поэтому вывод гарнизонного военного суда о законности оспариваемого решения ответчика является неправильным.
На основании изложенного решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела и неправильным применением норм материального права, подлежит отмене, а заявленные Джабраиловым М.Э. требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 30 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению Джабраилова Мориса Эминовича отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение начальника отделения (территориального "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 08/97 в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях супруги и троих детей Джабраилова М.Э.
Обязать начальника отделения (территориального "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня поступления для исполнения копии данного судебного постановления повторно рассмотреть вопрос о принятии на жилищный учет супруги и троих детей Джабраилова М.Э, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.