2-й Восточный окружной военный суд в составе: судьи - председательствующего Рябкова А.А., судей Смагина К.М. и Шнорра А.Г., при секретаре судебного заседания - помощнике судьи Дымура Е.В., расмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-209/2019 по административному исковому заявению военнослужащего Новосибирского высшего военного командного училища " ... " Наварнова Владимира Ивановича об оспаривании действий начальника Новосибирского высшего военного командного училища и начальника отдела кадров названного училища, связанных с неверным исчислением выслуги лет, по апелляционной жалобе представителя начальника указанного училища по доверенности Орла С.Н. на решение Новосибирского гарнизонного военнного суда от 6 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Смагина К.М, изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, выслушав объяснения представителя административного ответчика Орла С.Н. в поддержку доводов апелляционной жалобы, полагавшего необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворениии требований административного истца, административного истца Наварного В.И. и его представителя - адвоката Кожевникову Е.П, возражавших относительно жалобы и полагавших необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд, установил:
как видно из содержания обжалуемого решения суда первой инстанции начальник Новосибирского высшего военного командного училища (далее НВВКУ) и начальник отдела кадров этого училища отказали Наварнову засчитать в высугу лет на льготных условиях (1 месяц военной службы за 1, 5 месяца) период военной службы с августа 2013 по сентябрь 2019 года для назначения последнему ежемесячной надбавки за выслугу лет на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом.
Полагая свои права нарушенными, Наварнов обратился в Новосибирский гарнизонный военый суд (далее - НГВС) с административным иском, в котором просил признать указанные действия должностных лиц НВВКУ незаконными, обязать их повторно рассмотреть его рапорт о пересчете выслуги лет в льготном исчеслении.
НГВС своим решением от 6 ноября 2019 года административный иск удовлетворил. Признал решения начальника отделения кадров НВВКУ и начальника этой образовательной органзации от 17 сентября 2019 года об отказе Наварнову в исчислении выслуги лет на льготных условиях незаконными и обязал этих должностных лиц повторно рассмотреть рапорт Наварнова от 16 сентября 2019 года об издании приказов для исчисления выслуги лет на льготных условиях.
Кроме того, суд обязал указанных выше воинских должностных лиц в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить о его исполнении административному истцу и в суд первой инстанции, а также взыскал с НВВКУ в пользу Наварнова расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель начальника НВВКУ Орёл, выражая несогласие с решением суда, считает, что при его вынесении неправильно были установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права. Судом исследованы не все представленные доказательства, суд не дал надлежащей оценки иным доказательствам и не иследовал их в совокупности.
В обоснование автор жалобы указал, что Наварнов проходит службу в структурном подразделении НВВКУ - "Учебный центр подготовки младших специалистов разведки" (далее УЦПМСР) на должностях которые предусматривают обязаннось совершать прыжки с парашютом. Вместе с тем в компетенцию УЦПМСР не входит подготовка военослужащих для Воздушно-десантных войск (далее - ВДВ). Вывод суда о том, что выпусники центра должны обладать знаниями и навыками по использованию парашютов, а также совершать прыжки с ними, не означает подготовку по основным профессиональным образовательным программам для ВДВ. Распределение ряда выпусников УЦПМСР в ВДВ не означает их подготовку для этих войск.
Помимо этого Орёл полагал, что к сообщениям начальнка разведки-заместителя начальника Главного штаба Сухопутных войск РФ по разведке от 21 октября 2019 года и Врио начальника отдела кадров ВДВ от 28 октября 2019 года, из которых следует, что в НВВКУ и его УЦПМСР осуществляется подготовка военнослужащих по основным профессиональным образовательным программам для ВДВ, и после окончания данного учебного заведения военнослужащие направляются для дальнейшего прохождения военной службы, в том числе и в ВДВ, не следует принимать во внимание, так как они носят не обоснованный характер. При этом Орёл ссылается на отсутствие сведений на титульном листе программы боевой подготовки младших специалистов разведки именно для ВДВ.
Автор жалобы на основании Квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпусников УЦПМСР (утвержденны начальником ГУ ГШ ВС РФ 20 февраля 2016 года) и из сообщения заместителя директора департамента социальных гарантий МО РФ от 31 октября 2019 года N 182/2, делает вывод о том, что подготовка выпусников проводится не по основным профессиональным программам, а по соответствующим военно-учетным специальностям (далее - ВУС).
Ссылаясь на программу боевой подготовки военнослужащих ВС РФ, утвержденной приказом МО РФ от 24 августа 2016 года N "N", Орёл делает вывод о том, что на изучение дисциплины Воздушно-десантная подготовка для молодого пополнения отводится 61 час, при этом тематика занятий полностью идентична тематике занятий УЦПМСР.
Помимо этого автор жалобы утверждает, что НГВС не дана оценка сведениям, изложенным в указаниях Врио начальника ГШ Сухопутных войск РФ от 15 марта 2016 года N "N" согласно которым начальнику НВВКУ предписано проводить подготовку кадров для соединений и воинских частей специального назначения. Судом также не дана оценка сведениям, изложенным в сообщении Врио начальника Главного управления кадров МО РФ от 29 октября 2019 года, согласно которым реализуемые структурным подразделением НВВКУ - УЦПМСР программы подготовки не являются основными профессиональными образовательными программами.
При таких обстоятельствах, Орел сделал вывод, что Наварнов не имеет права на льготную выслугу лет, установленную п. 4 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074 (далее - Правила). Следовательно действия должностных лиц НВВКУ в отношении административного лица являются законными и обоснованными. Просил окружной военный суд отменить обжалуемое решение НГВС и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Наварному отказать.
На данную апелляционную жалобу представителем административного истца адвокатом Кожевниковой поданы возражения, в которых она просит оставить жалобу без удовлетворения.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции начальник отдела кадров НВВКУ Горин А.М. и начальник этого училища Марковчин С.Г. в судебное заседание не явились. Поскольку указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного судебного заседания, то суд в соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно положениям Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации. Эти обязанности связаны с необходимостью беспрекословного выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Для военнослужащих названым Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством РФ.
Согласно подпункту "а" пункта 4 и пункта 7 указанных выше Правил время военной службы военнослужащих на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку военнослужащих по основным профессиональным образовательным программам для ВДВ, засчитывается в выслугу лет на льготных условиях (1 месяц службы за 1, 5 месяца). Периоды военной службы на воинских должностях, по которым предусмотрено исчисление выслуги лет на льготных условиях в текущем году засчитываются в выслугу лет в календарном исчислении, а по окончании года выслуга лет за истекший год при наличии оснований для исчисления ее на льготных условиях, пересчитывается и объявляется приказом командира воинской части.
При этом время военной службы в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку военнослужащих по основным профессиональным образовательным программам для ВДВ (кроме военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования ВДВ) засчитывается не ранее чем с 1 июня 1992 года.
Периоды военной службы, подлежащие зачету в выслугу лет на льготных условиях, исчисляются со дня вступления в соответствующую воинскую должность и по день освобождения от исполнения обязанностей по этой воинской должности включительно с учетом времени нахождения в отпуске, служебной командировке, на лечении или обучении по специальности без освобождения от воинской должности по месту военной службы.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к основным профессиональным образовательным программам относятся:
- образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
- образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и другие;
- основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Из статей 11 и 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что Сухопутные войска РФ и ВДВ входят в структуру ВС РФ, управление которыми осуществляет Министр обороны РФ.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2004 года N "N" НВВКУ входит в перечень военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны РФ.
Согласно копии лицензии от 12 сентября 2016 года N "N" выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки НВВКУ имеет право на оказание образовательных услуг в сфере профессионального образования по коду профессий, специальностей и направлений подготовки - 56.05.04.
Из ответа начальника ГУ кадров МО РФ от 20 февраля 2020 года N "N" усматривается, что УЦПМСР является структурным подразделением НВВКУ, которое в соответствии с его уставом и лицензиями на образовательную деятельность реализует основные профессиональные образовательные программы по специальности высшего образования.
Согласно сообщению начальника разведки - заместителя начальника ГШ Сухопутных войск РФ по разведке от 21 октября 2019 года исх. N 450/6/13005 в НВВКУ осуществляется подготовка военнослужащих по основным профессиональным программам для ВДВ из числа курсантов батальона (войсковой разведки) и курсантов учебного центра (подготовки младших специалистов), которые в последующем направляются, в том числе и в ВДВ. При этом выпускникам учебного центра в программе боевой подготовки которых была предусмотрена дисциплина "Воздушно-десантная подготовка" присваиваются ВУС: 107, 183, 225, 441, 443.
Как усматривается из сообщения того же должностного лица от 5 ноября 2019 года главнокомандующий Сухопутными войсками РФ в пределах своих полномочий утвердил Перечень воинских должностей, по которым специфика военной службы требует исполнения обязанностей военной службы в особых условиях, а именно в систематическом совершении прыжков с парашютом (далее - Перечень) в НВВКУ.
В вышеуказанном Перечне, утвержденном Главнокомандующим Сухопутными войсками РФ 19 сентября 2018 года и согласованным, в том числе Врио командующего ВДВ 5 сентября 2018 года, содержатся должности УЦПМСР: командир учебной роты (подготовки военнослужащих по контракту), преподаватель цикла технической подготовки (инженерного вооружения и специальных радиосредств), а также курсанты учебного центра (ВУС: 107, 183, 225, 441, 443).
Согласно Указанию Главнокомандующего Сухопутными войсками РФ от 31 июля 2018 года N "N" в 2018-2019 учебном году предписано основные усилия сосредоточить, в том числе, в НВВКУ на воздушно-десантной подготовке в соответствии с требованиями Руководства по воздушно-десантной подготовке (РВДП-2017) и указаниями командующего ВДВ.
Из положений о УЦПМСР, утверждённого начальником НВВКУ 27 июня 2018 года, усматривается что, к задачам учебного центра отнесена, в том числе, воздушно-десантная выучка.
Как усматривается из справки-доклада начальника строевого отделения НВВКУ, согласно плану в воинские части ВДВ с 2013 по 2019 года были распределены военнослужащие по призыву в количестве "... " человек.
Согласно письму Врио начальника отдела кадров ВДВ от 28 октября 2019 года N "N" в НВВКУ и его УЦПМСР осуществляется подготовка военнослужащих по основным профессиональным образовательным программам для ВДВ, в программе подготовки имеется предмет "Воздушно-десантная подготовка", организационно-методические указания на учебный год для училища подготавливает Главное командование Сухопутных войск РФ, которое указывает какие подразделения выполняют прыжки с парашютом.
Наварнов 16 сентября 2019 года обратился к начальнику НВВКУ с рапортом об издании в его отношении приказов о льготном исчислении выслуги лет для выплаты соответствующей надбавки за период с 2013 года по 2019 год. Начальник отделения кадров училища, которому было поручено подготовить ответ на данное обращение, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения рапорта Наварнова, о чем доложил Врио начальника училища, который, согласившись с этим, 17 сентября 2019 года принял решение об отказе в удовлетворении обращения административного истца.
Из материалов дела следует, что с 2013 года по 2015 год Наварнов проходил военную службу по контракту в должности командира учебной роты, а с 2016 года - по день обращения в суд в должности преподавателя цикла технической подготовки, инженерного вооружения и специальных радиосредств учебного центра, являющегося основным структурным подразделением училища. Указанные должности предусматривают обязанность систематически совершать прыжки с парашютом. При этом административный истец в каждом календарном году за перид нахождения на указанных должностях выполнял положенную норму прыжков с парашютом. Эти сведения не оспаривались административными ответчиками.
Таким образом по делу установленно, что УЦПМСР входит в состав НВВКУ, и является структурным подразделением военной профессиональной образовательной организацией высшего образования.
По мнению суда, военнослужащие НВВКУ, являющегося военной профессиональной образовательной организацией высшего образования осуществляющей подготовку военнослужащих по оснвным профессиональным образователбным программам, в том числе и для ВДВ, и находящиеся на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, соответствуют требованиям указанным в подпункте "а" пункта 4 и пункта 7 Правил.
Окружной военный суд считает установленным, что по воинским должностям, в которых Наварнов проходил военную службу в оспариваемый период, он был обязан совершать прыжки с парашютом и эти должности, также как и иные должности НВВКУ указаны в одном Перечне Главкомата Сухопутных войск РФ.
При этом окружным военным судом принято во внимание, что воннослужащие находящиеся на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку военнослужащих по основным профессиональным образовательным программам для ВДВ, и военнослужащие военных образовательных организаций высшего образования ВДВ, также находящиеся на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом обладают единой системой правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения и не предоставление первым льгот по выслуге лет ставит по отношению ко вторым в неравное положение, такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует статьям 19, 39 и 55 Конституции РФ.
Исходя из изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, окружной военный суд признаёт правильным вывод суда первой инстанции о том, что право Наварнова на исчисление выслуги лет на льготных условиях оказалось не реализованным в виду ненадлежащего исполнения своих обязанностей указанными административными ответчиками.
Утверждения автора жалобы о том, что выпускники УЦПМСР НВВКУ не проходят подготовку по основным профессиональным образовательным программам для ВДВ не влияют на существо принятого по делу решения, поскольку само НВВКУ осуществляет такую подготовку, а УЦПМСР является его структурным подразделением.
Вопрос, связанный с возмещением судебных расходов по делу, судом разрешен в соответствии с положениями ст. 111 КАС РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.
Разрешая заявленные требования, суд правильно установилспорные правоотношения, правильно определили применил нормы материального права, верно установилзначимые для разрешения данного дела обстоятельства и постановилрешение, отвечающее нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе по основаниям ст. 310 КАС РФ, влекущих отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 6 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому исковому заявлению Наварного Владимира Ивановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу Орла С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Рябков
Судьи: К.М. Смагин
А.Г. Шнорр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.