Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Епифановой С.А, судей Корнеевой А.Е, Курохтина Ю.А, при секретаре Дрожжиной В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Першиной Наталии Юрьевны к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области об оспаривании решения органа государственной власти от 01.07.2019 г. N 1003-ф, по апелляционной жалобе Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 22 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А, судебная коллегия
установила:
Першина Н.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в которым просит признать незаконным приказ Управления социальной защиты населения и семейной политики Тамбовской области от 01.07.2019 г. N 1003-ф "Об отказе в предоставлении областного материнского (семейного) капитала" и обязать Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предоставить ей областной материнский (семейный) капитал в размере 100 000 руб. на реконструкцию блока жилого дома блокированной застройки, расположенного по адресу: ***.
В обоснование иска указано, что Першина Н.Ю. является многодетной матерью. Ее супругу Першину B.C. на праве собственности принадлежит жилое помещение - блок жилого дома блокированной застройки, расположенный по адресу: ***.
После рождения *** третьего ребёнка ФИО8 ФИО10 появилась необходимость в реконструкции указанного жилого помещения. Административная истица обратилась в администрацию г.Рассказово для получения разрешения на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, на что было выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В соответствии с Законом Тамбовской области от 26.05.2011 N 11-3 "О социальной поддержке многодетных семей Тамбовской области" ее семье предусмотрена социальная поддержка в виде предоставления областного материнского (семейного) капитала в размере 100000 руб, который может быть использован на приобретение, строительство, газификацию жилого помещения, а также на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. Чтобы воспользоваться своим правом на получение этой меры социальной поддержки Першина Н.Ю. обратилась с соответствующим заявлением и пакетом документов в ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Рассказово и Рассказовского района". Однако приказом Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 01.07.2019 N 1003-ф в предоставлении областного материнского (семейного) капитала ей было отказано в связи с тем, что принадлежащее им жилое помещение не относится к объекту индивидуального жилищного строительства.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 22 ноября 2019 года административный иск Першиной Н.Ю. удовлетворен. Приказ Управления социальной защиты населения и семейной политики Тамбовской области от 01.07.2019 N 1003-ф "Об отказе в предоставлении областного материнского (семейного) капитала" признан незаконным. На административного ответчика возложена обязанность предоставить Першиной Н.Ю. областной материнский капитал в размере 100 000 рублей на реконструкцию блока жилого дома блокированной застройки по адресу: ***.
В апелляционной жалобе представитель Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по доверенности просит отменить названное решение районного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы ее автор указывает, что при решении вопроса в предоставлении областного (семейного) материнского капитала Першиной Н.Ю. управлением было принято решение об отказе в связи с отсутствием документа, подтверждающего, что жилое помещение истца относится к объекту индивидуального жилищного строительства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости находящийся по адресу: *** является объектом блокированной жилой застройки.
Понятие "блок жилого дома блокированной застройки" не относиться к объектам индивидуального жилищного строительства. Наличие отдельного входа и капитальных перегородок не являются критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.
В возражениях на апелляционную жалобу Першина Н.Ю. и Першин В.С, ссылаясь на законность вынесенного судом решения, полагали апелляционную жалобу Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не подлежащей удовлетворению, а состоявшееся по делу решение просили оставить без изменения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в частности, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что семья Першиной Н.Ю. имеет статус многодетной семьи и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом Тамбовской области "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области".
Как следует из выписки из ЕГРН муж Першиной Н.Ю. - Першин В.С. является собственником здания с кадастровым номером: ***, назначение: ***, по адресу: ***.
Кроме того, Першину В.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, вид разрешённого использования: ***, расположенный по адресу: ***.
06.06.2019 г. администрацией г. Рассказово Тамбовской области Першину В.С. выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке *** ***.
Приказом Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 01.07.2019 г. N 1003-ф многодетной семье Першиной Н.Ю. отказано в предоставлении областного материнского (семейного) капитала в размере 100 000 руб. на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в связи с отсутствием документа, подтверждающего, что жилое помещение относится к объекту индивидуального жилищного строительства.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд исходил из того, что решение административного ответчика, которым истцу отказано в предоставлении областного материнского (семейного) капитала в размере 100 000 руб, предусмотренного Законом Тамбовской области от 26.05.2011 N 11-3 "О социальной поддержке многодетных семей Тамбовской области", который может быть использован на приобретение, строительство, газификацию жилого помещения, а также на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, является незаконным.
Суд первой инстанции исходил из того, что данный отказ носит формальный характер, противоречит Указу Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и Закону Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области", направленных на усиление социальной поддержки многодетных семей, что в свою очередь ухудшает права несовершеннолетних и членов семьи истца.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
20.05.2011 г. Тамбовской областной Думой принят Закон Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области".
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 3 указанного Закона при рождении ребенка (детей) в семье, не получавшей выплату, предусмотренную пунктом 10 части 1 настоящей статьи, однократное предоставление областного материнского (семейного) капитала в сумме 100 тысяч рублей на приобретение, строительство и газификацию жилого помещения, а также на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
Понятие жилого дома блокированной застройки содержится в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки). При этом жилые дома блокированной застройки отнесены к объектам капитального строительства.
Как указано в п.5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 г.) части (блоки) жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости, если они являются обособленными и изолированными.
Согласно п.39 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Как следует из уведомления администрации г.Тамбова N 63 от 06 июня 2019 г. планируемая реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства соответствует параметрам объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: ***.
Учитывая цель реализации средств материнского капитала, указанную в п. 11 ч. 1 ст. 3 Закона Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" - реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, судебная коллегия приходит к выводу, что в случае реконструкции объекта блокированной жилой застройки средства материнского капитала могут направляться на эти цели.
С учетом вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией, так как они по существу повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела, были предметом изучения суда первой инстанции, и выводы, по которым суд их не принял, подробно изложены в мотивировочной части решения; не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 22 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Рассказовский районный суд Тамбовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.