Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Романова В.С, судей: Великановой А.В, Новикова М.Ю, при секретаре судебного заседания Ермолаевой Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-11456/2019 по апелляционной жалобе представителя ответчика Новикова А.В. на решение 26 гарнизонного военного суда от 23 октября 2019 г, которым удовлетворено поданное в интересах гражданки Ткаченко ФИО1 исковое заявление прокурора комплекса "Байконур" к Управлению социальной защиты населения г. Байконур (далее -Управление) о признании права на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ткаченко проживает и зарегистрирована по месту жительства в г. Байконуре по адресу: "адрес".
С 20 июля 2012 г. по 30 апреля 2018 г. она состояла на учете в Управлении в качестве получателя компенсационной выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих. На основании решения Управления от 10 мая 2018 г. компенсационные выплаты Ткаченко с 1 мая 2018 г. прекращены в связи с отсутствием принадлежности ее к гражданству Российской Федерации.
15 июля 2019 г. Ткаченко, являясь лицом без гражданства, и имея соответствующее удостоверение, выданное МВД Республики Казахстан, обратилась в Управление о назначении ей вышеуказанной компенсационной выплаты. В предоставлении компенсационной выплаты Ткаченко было отказано в связи с отсутствием у нее гражданства Российской Федерации, о чем ей было сообщено письмом от 18 июля 2019 г.
Прокурор комплекса "Байконур", действуя в интересах Ткаченко, обратился в суд с исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просил признать за Ткаченко право, как вдовы военнослужащего, умершего после увольнения с военной службы, на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", с 1 мая 2018 г.; обязать Управление в установленном порядке предоставить Ткаченко с 1 мая 2018 г. указанные компенсационные выплаты.
Решением суда первой инстанции исковое заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Управления просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора комплекса "Байконур" в защиту интересов Ткаченко отказать.
В обоснование жалобы, ссылаясь на письмо заместителя директора Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N 13-7В-1533, а также на Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению членам семьи погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденный постановлением Главы администрации города Байконур N170 от 4 августа 2014 г, и ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих на комплексе "Байконур" от 12 октября 1998 г, согласно которому социальные гарантии граждан Российской Федерации, проживающих и/или работающих на комплексе "Байконур", обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, утверждает, что законодательство Российской Федерации в части компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения не должно распространяться на Ткаченко, так как она не является гражданкой Российской Федерации, на момент обращения в Управление в июле 2019 года она являлась лицом без гражданства, постоянной регистрации на территории Российской Федерации не имеет.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Согласно п. 4 ст. 24 Закона члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате: общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах; коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
В развитие Закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 2 августа 2005 г. N 475, которым утверждены Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 2, 3, 8, 13 Правил право на получение компенсационных выплат имеют следующие категории граждан: а) члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы); б) члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших.) после увольнения с военной службы но достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более.
К членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак (пункт 3 Правил).
Право члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение компенсационных выплат подтверждается справкой по форме согласно приложению N 1, 2, 3 или 4. Справка выдается в соответствии с пунктом 9 Правил на основании данных личного дела погибшего (умершего) военнослужащего или иных документов, определяющих состав его семьи.
Для назначения компенсационных выплат в орган социальной защиты населения по месту жительства членами семей погибших (умерших) военнослужащих представляются: а) заявление, предусмотренное пунктом 7 Правил; б) справка, выданная членам семей погибших (умерших) военнослужащих уполномоченным органом, указанным в пункте 9 Правил; в) документ, удостоверяющий личность.
Как видно из материалов дела, Ткаченко проживает и зарегистрирована по месту жительства в г. Байконуре. В период с 20 июля 2012 г. по 30 апреля 2018 г. она получала в Управлении компенсационные выплаты как вдова умершего военнослужащего Министерства обороны Российской Федерации. Однако решением Управления от 10 мая 2018 г. такие выплаты Ткаченко с 1 мая 2018 г. были прекращены в связи с отсутствием у нее гражданства Российской Федерации.
При таких данных и учитывая, что реализация предусмотренных Законом и Правилами права члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение компенсационных выплат является производным от права самого военнослужащего и не зависит от предоставления гражданином документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что Ткаченко выданы необходимые для производства выплаты справки, пришел к правильному выводу о том, что она имеет право на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона и правомерно удовлетворил исковое заявление прокурора компелекса "Байконур".
Ссылка в апелляционной жалобе на письмо заместителя директора Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23 сентября 2019 г, с учетом изложенного, не ставит под сомнение правильность выводов суда. К тому же приведенная в письме преамбула к Федеральному закону "О статусе военнослужащих", согласно которой данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, равно как ссылка на положения из Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", не свидетельствуют о неправильном применении и истолковании судом при рассмотрении настоящего дела требований федерального законодательства, регламентирующего основания и порядок указанной выплаты.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих на комплексе "Байконур", заключенное 12 октября 1998 г, а также иные международные соглашения по комплексу "Байконур" не содержат каких-либо ограничений, связанных с наличием (отсутствием) гражданства Российской Федерации, для получения мер социальной поддержки членами семьи военнослужащего.
Что касается Административного регламента администрации города Байконур, то он не регулирует основания и порядок производства членам семей погибших (умерших) военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации компенсационных выплат.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора комплекса "Байконур" в защиту нарушенных прав в сфере социальной защиты Ткаченко являются обоснованными, в связи с чем правомерно удовлетворил исковое заявление.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 23 октября 2019 г. по исковому заявлению прокурора комплекса "Байконур" в интересах Ткаченко ФИО2 к Управлению социальной защиты населения г. Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Новикова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.