Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Орловой И.Н., Ленковского С.В., при секретаре судебного заседания Ниловой О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску открытого акционерного общества "Чебоксарская керамика" о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, поступившее по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Чебоксарская керамика" на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Предписанием Государственной инспекции труда в Чувашской Республики от 15 ноября 2019 года N 21/7-1765-19-ОБ/12-8433-И/47-301 на открытое акционерное общество "Чебоксарская керамика" (далее ОАО "Чебоксарская керамика") возложена обязанность в срок - 19 декабря 2019 года ознакомить... под роспись с коллективным договором и графиком сменности для рабочих и руководителей участков (смен) основных цехов - N 2, 4; водителей автомашин: ЗИЛ-ММЗ, ГАЗель с периодами работы и отдыха по два дня на 2019 год и предоставить в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике подтверждающие документы о выполнении.
ОАО "Чебоксарская керамика" обратилось в суд с административным иском о признании незаконным указанного предписания и его отмене, мотивируя свои требования тем, что коллективный договор не является локальным нормативным актом, а при приеме на работу... с учетом требований ч.3 ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации был ознакомлен со всеми указанными документами и мог реализовать свое право на ознакомление с условиями трудового договора в любое время. Действующее трудовое законодательство не содержит конкретных указаний на то, в какой конкретно форме работник должен быть ознакомлен с графиком сменности. На предприятии ежегодно в ноябре месяце утверждаются графики сменности для рабочих и руководителей участков (смен) основных цехов - N 2, 4; водителей автомашин: ЗИЛ-ММЗ, ГАЗель на следующий календарный год и доводятся до сведения указанных работников посредством размещения в общедоступных местах на информационных стендах в цехах. Экземпляры графиков также находятся у мастеров смен. Работники графики видят и неукоснительно их соблюдают. Режим работы на предприятии не менялся длительное время,... с графиком сменности на 2019 год был ознакомлен и на работу выходил в соответствии с указанным графиком.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца ОАО "Чебоксарская керамика" Анисимова Е.В. требование поддержала.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Чувашской Республике в судебном заседании не присутствовал.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 декабря 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, ОАО "Чебоксарская керамика" подало апелляционную жалобу на предмет его отмены и принятия по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Вахромеева Е.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Абзацем 11 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324, Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28 декабря 2009 года N 441, утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, п. 2 которого установлено, что Инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Чувашской Республики или на территории иных субъектов Российской Федерации по распоряжению (поручению) главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителей).
Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения от 21 октября 2019 года N 21/7-1765-19-ОБ/12-7839-И/47-301 главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике в период с 28.10.2019 по 15.11.2019 по обращению... о несоблюдении трудового законодательства ОАО "Чебоксарская керамика" проведена внеплановая документарная проверка.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в числе прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Положениями статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В соответствии с частями 1 - 5 и 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
В нарушение вышеприведенных законоположений и не воспользовавшись своей активной ролью в процессе (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), суд первой инстанции не истребовал у административного ответчика материал внеплановой выездной проверки ОАО "Чебоксарская керамика и установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, без соответствующих доказательств.
С целью устранения указанных недостатков судебной коллегией истребован и приобщен к материалам дела материал внеплановой выездной проверки ОАО "Чебоксарская керамика и установлено, что 10 октября 2019 года в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике поступило обращение... зарегистрированное за N 21/7-1764-19-ОБ.
21 октября 2019 года руководителем Государственной инспекции труда - главным государственным инспектором в Чувашской Республике Метелкиным А.И. издано распоряжение N 21/7-1765-19-ОБ/12-7839-И/47-301 о проведении внеплановой, выездной проверки ОАО "Чебоксарская керамика" с целью защиты прав и интересов... с установлением срока проведения проверки 20 рабочих дней, предложено ОАО "Чебоксарская керамика" представить для проверки необходимые документы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года N 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно п. 14 названного Положения, по результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме. Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
По результатам проведенной проверки Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике составлен акт проверки от 15 ноября 2019 года, из которого установлено, что... под роспись не ознакомлен с локальными нормативными актами, а именно: с коллективным договором ОАО "Чебоксарская керамика" на 2019-2021 годы, утвержденным 29 ноября 2018 года на конференции работников организации, и с графиком работы рабочих и руководителей участков (смен) основных цехов - N 2, 4; водителей автомашин ЗИЛ-ММЗ, ГАЗель ОАО "Чебоксарская керамика" с периодами работы и отдыха по два дня на 2019 год, утвержденный в декабре 2018 года генеральным директором... в связи с чем, в этот же день ОАО "Чебоксарская керамика" выдано предписание N 21/7-1765-19-ОБ/12-8433-И/47-301 об устранении выявленных нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в срок - 19 декабря 2019 года.
Отказывая ОАО "Чебоксарская керамика" в удовлетворении административного иска, районный суд обоснованно исходил из законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Согласно абз. 17 ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится, в том числе обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Данному праву работодателя в силу абз. 2 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
В силу ч. 1 ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Нормами ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Согласно ч. 3 ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
При этом следует учитывать, что коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения (ч. ч. 1, 2, 3 ст. 43 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанных правовых норм трудовые отношения, возникающие между работодателем и работником, подлежат регулированию как в коллективно-договорном порядке, так и в локальном и индивидуально - договорном порядке.
1 апреля 2016 года между ОАО "Чебоксарская керамика" (работодатель) и... (работник) заключено соглашение о заключении трудового договора в письменной форме.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 15.01.1985, заключенным между ОАО "Чебоксарская керамика" (работодатель) и... (работник), подтвержден прием работника на работу в качестве... с определением места работы - смена N... цех N...
29 ноября 2018 года на конференции работников ОАО "Чебоксарская керамика" утвержден коллективный договор на 2019-2021 годы.
Из протокола конференции (собрания) работников ОАО "Чебоксарская керамика" от 29 ноября 2018 года установлено присутствие при принятии указанного решения 20 делегатов от работников.
Следовательно,... являющийся работником ОАО "Чебоксарская керамика", имел право на ознакомление с условиями принятого правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения работников.
Согласно ст. 103 Трудового кодекса Российской Федерации сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
Составление графика сменности не освобождает работодателя от ведения табеля учета рабочего времени (ч. 4 ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из материала внеплановой выездной проверки следует, в декабре 2018 года генеральным директором ОАО "Чебоксарская керамика"... утвержден график работы рабочих и руководителей участков (смен) основных цехов - N 2, 4; водителей автомашин ЗИЛ-ММЗ, ГАЗель с периодами работы и отдыха по 2 дня на 2019 год (суммированный учет рабочего времени).
Учитывая, что в ходе проверки Главному государственному инспектору труда (по охране труда) доказательств, подтверждающих ознакомление загрузчика... с как с коллективным договором, так и с графиком работы представлено не было, незаконности в действиях указанного должностного лица и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов административного истца не имеется.
Сама внеплановая проверка в отношении ОАО "Чебоксарская керамика" была проведена с соблюдением требований, установленных ст. 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также требований законодательства к его форме и виду, что административным истцом также не оспаривается.
При таких обстоятельствах, исходя из положений п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 227, п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для удовлетворения административного иска у районного суда, вопреки доводам апелляционной жалобы, не имелось.
Что касается доводов административного истца об отсутствии в законе такой обязанности работодателя как знакомить работников под роспись с коллективным договором со ссылкой на то, что такой договор не является локальным нормативным актом, то они основанием для удовлетворения административного иска являться не могут, поскольку, как верно указал районный суд в обжалуемом решении, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров, заключаемых на срок не более трех лет, которые регулируют трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации. Следовательно, каждого работника необходимо знакомить с положениями действующего в организации коллективного договора не только при приеме на работу, но и по истечении срока его действия с положениями вновь заключенного (продленного) коллективного договора.
Не могут служить основанием для удовлетворения административного иска и доводы апелляционной жалобы о том, что график работы рабочих и руководителей участков (смен) основных цехов - N 2, 4 графиком сменности не является со ссылкой на то, что этот график работы составляется исключительно для правильного определения норм рабочего времени, продолжительности работы при суммированном учете рабочего времени, правильного табелирования и учета рабочего времени в цехах и сменах, в графике отсутствуют фамилии работников смен, нет указания на конкретные даты выхода на работу тех или иных работников, и никаких норм трудового права не содержит, поскольку направлены они на переоценку установленных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, в целом доводы апелляционной жалобы аналогичным мотивам обращения административного истца в суд, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чебоксарская керамика" - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Судьи: И.Н. Орлова
С.В.Ленковский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.