Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу заместителя начальника Выборгского железнодорожного таможенного поста Выборгской таможни Курлаповой М.М. на вступившее в законную силу решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 30.10.2019 N12-526/2019, состоявшееся в отношении Карабуты Т.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N22 Выборгского района Ленинградской области от 09.09.2019 N3-554/19-22 Карабута Т.И. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 30.10.2019 N12-526/2019 приведенное постановление мирового судьи отменено, дело об административном правонарушении направлено по подведомственности в Выборгский городской суд Ленинградской области.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника Выборгского железнодорожного таможенного поста Выборгской таможни Курлапова М.М. выражает несогласие с решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 30.10.2019 N12-526/2019, ставит вопрос о его отмене, направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на подсудность дела мировому судье.
Карабута Т.И, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заместителем начальника Выборгского железнодорожного таможенного поста Выборгской таможни Курлаповой М.М. жалобы на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражения на него не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
01.05.2019 в 22 часа 21 минуту на железнодорожном пункте пропуска "Выборг" Выборгского железнодорожного таможенного поста Выборгской таможни в г. Выборге Ленинградской области Карабута Т.И. допустил недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 18.07.2019 государственным таможенным инспектором ОТОиТК Выборгского железнодорожного таможенного поста Выборгской таможни в отношении Карабуты Т.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных, и последующим привлечением его мировым судьей судебного участка N22 Выборгского района Ленинградской области к административной ответственности по указанной статье.
Отменяя постановление мирового судьи судебного участка N22 Выборгского района Ленинградской области от 09.09.2019 N3-554/19-22, судья вышестоящей судебной инстанции установил, что дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности, поскольку проведена таможенная экспертиза, следовательно, производство по делу осуществлялось в форме административного расследования и дело подлежало рассмотрению судьей районного суда.
С указанным выводом нельзя согласиться в силу следующего.
Согласно второму абзацу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором (часть 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным расследованием являются процессуальные мероприятия, совершенные с соблюдением формы и в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях.
Между тем, из материалов дела следует, что 17.05.2019 должностным лицом таможенного органа принято решение о назначении таможенной экспертизы при применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля в соответствии со статьями 338, 390 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а не при производстве дела об административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента:
- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3);
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 названного Кодекса (пункт 4).
Как усматривается из материалов дела, в рассматриваемом случае по факту нарушения Карабутой Т.И. требований таможенного законодательства, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, 18.07.2019 должностным лицом таможенного органа составлен протокол изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении, а также протокол об административном правонарушении (л.д.1 - 17). Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административном расследования уполномоченным лицом не выносилось. Следовательно, процессуальные действия, совершенные административным органом до 18.07.2019, проведены до возбуждения дела об административном правонарушении.
Любые фактические данные, полученные в иных предусмотренных законом формах, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаются доказательствами по делу об административном правонарушении. Обстоятельства дела об административном правонарушении могут быть установлены как на основании результатов административного расследования, так и мероприятий, проведенных в иных предусмотренных законом формах.
Таким образом, условия, предусмотренные абзацами вторым и третьим части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для признания данного дела подлежащим рассмотрению судьей районного суда, в рассматриваемом случае отсутствуют.
Учитывая изложенное, следует признать, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей городского суда не полно, а указанные выше обстоятельства являются существенным нарушением процессуальных норм, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило судье городского суда всесторонне и объективно рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела судье городского суда необходимо учесть изложенное и принять законное и обоснованное решение в соответствии с процессуальными требованиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу заместителя начальника Выборгского железнодорожного таможенного поста Выборгской таможни Курлаповой М.М. удовлетворить.
Решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 30.10.2019 N12-526/2019, состоявшееся в отношении Карабуты Т.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.