Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" Стародубцевой В.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 02.08.2019, решение судьи Ленинградского областного суда от 08.10.2019 (с учетом определений об исправлении описок от 28.10.2019, 03.03.2020), состоявшиеся в отношении федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 02.08.2019, оставленным без изменения решением судьи Ленинградского областного суда от 08.10.2019 (с учетом определений об исправлении описок от 28.10.2019, 03.03.2020), федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - ФГБУК "АУИПИК") привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФГБУК "АУИПИК" Стародубцева В.В. просит об отмене приведенных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, неправильное применение норм материального права к рассматриваемым правоотношениям.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В силу части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (преамбула, статьи 1 и 33).
В пункте 1 статьи 45 указанного Федерального закона определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 N73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Как усматривается из материалов дела, в период с 20.03.2019 по 23.03.2019 в ходе выездной проверки состояния объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс казарм 146-го пехотного Царицынского полка, XVI11-XIX вв.", расположенного по адресу: г. Кингисепп, пр. Карла Маркса, д. N 1 а/2, N 2, N 3, N 3а, N 36, ул. Жукова, д. N 1, находящегося в оперативном управлении ФГБУК "АУИПИК", установлено, что учреждение не обеспечивает в нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" надлежащее состояние объекта "Офицерский корпус", входящего в состав комплекса, за выдачей задания на проведение работ по его сохранению не обращалось.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N9/2019 от 21.05.2019 (л.д. 3 - 8), актом проверки N2 от 22.03.2019 комитетом по культуре Ленинградской области, уполномоченным на осуществление государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с фотофиксацией (л.д. 51- 64), выписками из ЕГРН (л.д. 77 - 78), выпиской из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д.79) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, ФГБУК "АУИПИК" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно распоряжению территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области от 27.05.2016 N97р объект культурного наследия федерального значения "Комплекс казарм 146-го пехотного Царицынского полка, XVI11-XIX вв.", расположенный по адресу: г. Кингисепп, пр. Карла Маркса, д. N 1 а/2, N 2, N 3, N 3а, N 36, ул. Жукова, д. N 1, передан в оперативное управление ФГБУК "АУИПИК". Согласно пунктам 4.1, 4.2 распоряжения ФГБУК "АУИПИК" обязано осуществлять права владения, пользования и распоряжения закрепленным и предоставленным на соответствующем вещном праве имуществом в соответствии со статьями 296, 298, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации; в месячный срок с момента подписания акта передачи государственного имущества, а также документов, указанных в пункте 3.1 распоряжения, зарегистрировать в установленном порядке право оперативного управления в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с абзацем 2 пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как материалы рассматриваемого дела не содержат доказательств, подтверждающих, что в ходе осуществления ФГБУК "АУИПИК" своей деятельности в качестве правообладателя объекта культурного наследия приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", за нарушение которых установлена административная ответственность, как не представлено и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, что указывает на его вину.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения ФГБУК "АУИПИК" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФГБУК "АУИПИК" в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 02.08.2019, решение судьи Ленинградского областного суда от 08.10.2019 (с учетом определений об исправлении описок от 28.10.2019, 03.03.2020), состоявшиеся в отношении федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" Стародубцевой В.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.