Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Широковой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Старикова Дмитрия Алексеевича на решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 20 февраля 2019 года (дело 2а-54/2019) апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 мая 2019 года по административному исковому заявлению Старикова Дмитрия Алексеевича к администрации Питкярантского муниципального района об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Старикова Дмитрия Алексеевича, поддержавшего кассационную жалобу, УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 27 февраля 2015 г. предварительно согласовано место размещения турбазы на землях запаса сроком на три года. На основании данного постановления 05 сентября 2018 г. осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка. Решением от 29 ноября 2018 г. административный ответчик отказал Старикову Д.А. в предоставлении указанного участка в аренду, сославшись на окончание трехлетнего срока предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке. Данное решение Стариков просил признать незаконным и обязать администрацию продлить срок действия постановления на три года, ссылаясь на то, что данный срок был приостановлен на 3 года 10 месяцев в силу объективных причин.
Решением Питкярантского городского суда Республики Карелия от 20 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 мая 2019 года в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Стариков Д.А. подал кассационную жалобу. В жалобе приводятся доводы о нарушении судом норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как установлено судом, постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 27 февраля 2015 г. N 227 предварительно согласовано для Старикова Д.А. место размещения турбазы в районе д.Койриноя Питкярантского района на три года на землях запаса общей ориентировочной площадью "данные изъяты" кв.м, утвержден акт выбора земельного участка от 21 августа 2012 г. и утверждена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале "данные изъяты".
При проведении кадастровых работ была установлена невозможность формирования земельного участка по причине пересечения его границ с земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты", образованным на основании постановления административного ответчика от 10 августа 2015 г. N 318-П.
Решением Питкярантского городского суда Республики Карелия от 18 января 2018 г, вступившим в законную силу 20 февраля 2018 г, удовлетворен иск Старикова Д.А. о признании постановления администрации Питкярантского муниципального района от 10 августа 2015 г. N 318-П недействительным и исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" из Единого государственного реестра недвижимости.
05 сентября 2018 г. осуществлен кадастровый учет участка, предварительно согласованного для Старикова Д.А, участку присвоен кадастровый номер "данные изъяты".
В октябре 2018 г. Стариков Д.А. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в аренду.
Решением административного ответчика от 29 ноября 2018 г. Старикову Д.А. отказано в предоставлении участка в аренду по мотивам истечения трехлетнего срока предварительного согласования места расположения объекта.
В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со ст.ст. 31, 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 г, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Отказывая административному истцу в признании решения администрации незаконным, суд первой инстанции правомерно указал на истечение трехлетнего срока на обращение с заявлением о предоставлении спорного земельного участка 27 февраля 2018 г. и отсутствие законодательно установленной нормы о возможности продления или восстановления указанного срока.
Содержащиеся в апелляционном определении выводы о возможности продления установленного законом срока и предоставления земельных участков, вопреки предусмотренным в настоящее время Земельным кодексом Российской Федерации процедурам, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На момент утверждения места расположения объекта, Старикову Д.А. было известно содержание документов территориального планирования Питкярантского городского поселения.
15 апреля 2014 г. он обратился в администрацию Питкярантского городского поселения с заявлением о внесении изменений в Генеральный план поселения и Правила землепользования и застройки. Письмом от 29 августа 2016 г. администрация поселения сообщила Старикову Д.А, что на заседании соответствующей комиссии 03 июля 2016 г. было принято решение об установлении в кадастровом квартале "данные изъяты" функциональной зоны рекреационного назначения. Также административному истцу было разъяснено, что после внесения изменений они будут направлены на согласование в Правительство Республики Карелия, а в дальнейшем - на прохождение процедуры публичных слушаний.
Таким образом, при принятии постановления о предварительном согласовании места размещения объекта в предпоследний день истечения установленного срока принятия таких решений и предоставления земельных участков без процедуры выставления на торги, конкурсы и аукционы, было предварительно согласовано место размещения объекта на земельном участке, границы которого невозможно сформировать в установленном законом порядке, с разрешенным использованием, противоречащим документам территориального планирования.
Стариков Д.А. принял на себя риски, связанные с формированием земельного участка на таких условиях.
Таким образом, постановление о предварительном согласовании места размещения объекта срок действия которого истек, не являлось основанием для предоставления Старикову земельного участка.
Установленные законом основания для отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 20 февраля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 мая 2019 года по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению Старикова Дмитрия Алексеевича к администрации Питкярантского муниципального района об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду оставить без изменения, кассационную жалобу Старикова Дмитрия Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.