Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Широковой Е.А, судей: Зеленского А.М, Кулешовой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Централизованной Религиозной Организации Христиан Веры Евангельской Ассоциации Кольских Христианских Церквей на решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 15 мая 2019 года (дело 2а-375/2019) апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 15 августа 2019 года по административному исковому заявлению Централизованной Религиозной Организации Христиан Веры Евангельской Ассоциации Кольских Христианских Церквей к администрации муниципального образования "Город Мончегорск" и другим о признании незаконными решения об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования объекта капитального строительства, признании незаконными публичных слушаний, их протокола и заключения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, УСТАНОВИЛА:
Централизованная Религиозная Организация Христиан Веры Евангельской Ассоциации Кольских Христианских Церквей (далее - ЦРО ХВЕ АКХЦ, религиозная организация) обратилась в суд с административным иском об оспаривании решений органа местного самоуправления, результатов публичных слушаний.
В обоснование заявленных требований указано, что религиозная организация является собственником объекта капитального строительства: здания коммерческого банка "Мончебанк", расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования: здание коммерческого банка. Объект недвижимости находится на земельном участке площадью "данные изъяты" кв.м, с видом разрешенного использования: под коммерческий банк и крытую теплую стоянку автотранспорта, которым административный истец пользуется на основании договора аренды.
27 июня 2018 года ЦРО ХВЕ АКХЦ обратилась в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Мончегорск с подведомственной территорией с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования выше указанного объекта капитального строительства.
На основании проведенных публичных слушаний постановлением главы администрации города Мончегорска от 03 сентября 2018 года административному истцу было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства "Здания и сооружения культового назначения".
Полагая указанное постановление незаконным, административный истец указывает на нарушение его прав, как собственника объекта недвижимости, поскольку оно лишает возможность пользоваться и распоряжаться объектом недвижимости в соответствии с действующим законодательством, лишает права пользоваться земельным участком под объектом капитального строительства на условиях безвозмездного пользования, а также на безвозмездное приобретение земельного участка в собственность, чем причиняет материальный ущерб.
Вынесенное по итогам публичных слушаний заключение не содержит в себе мотивов отказа в предоставлении испрашиваемого условно разрешенного вида использования объекта капитального строительства и носит для главы администрации муниципального образования лишь рекомендательный характер.
Считает, что был нарушен порядок извещения и проведения публичных слушаний от 14 августа 2018 года, а составленное по итогам публичных слушаний заключение не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом уточненных требований административный истец просил признать постановление главы города Мончегорска от 03 сентября 2018 года N 1043 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства" незаконным и отменить, обязать администрацию города Мончегорска устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также признать публичные слушания от 14 августа 2018 года проведенными с нарушением действующего законодательства, признать незаконными и отменить протокол публичных слушания от 14 августа 2018 года, заключение по итогам публичных слушаний.
Решением Мончегорского городского суда Мурманской области от 15 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 15 августа 2019 года в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Централизованная Религиозная Организация Христиан Веры Евангельской Ассоциации Кольских Христианских Церквей подало кассационную жалобу. В жалобе приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права. Религиозная организация ссылается повторяет доводы административного искового заявления.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Судом первой инстанции установлено, что административный истец ЦРО ХВЕ АКХЦ является собственником объекта капитального строительства: здания коммерческого банка "Мончебанк", кадастровый номер "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", разрешенный видиспользования данного объекта: здание коммерческого банка, а также арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: город "адрес", разрешенный вид использования земельного участка: под коммерческий банк и крытую теплую стоянку автотранспорта.
Указанный земельный участок находится в территориальной зоне "Зона размещения объектов физкультуры и спорта" (Р-4).
27 июня 2018 года ЦРО ХВЕ АКХЦ обратилась в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "Здания и сооружения культового назначения" вышеуказанного объекта капитального строительства для отправления религиозных обрядов (богослужения, молитвы); для постоянного местонахождения духовных лиц, паломников и послушников в связи с осуществлением ими религиозной службы; для осуществления благотворительной и религиозной образовательной деятельности (помощь в социальной адаптации лицам, прошедшим реабилитацию от наркотической и алкогольной зависимости, воскресные школы, Библейские курсы).
Постановлением главы города Мончегорска от 16 июля 2018 года N16-ПМ на 14 августа 2018 года были назначены публичные слушания по проекту постановления администрации города Мончегорска "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства".
20 июля 2018 года на официальном интернет-сайте органа местного самоуправления опубликовано оповещение о вынесении на публичные слушания вопроса предоставления разрешения ЦРО ХВЕ АКХЦ на условно разрешенный вид использования "Здания и сооружения культового назначения" принадлежащего религиозной организации объекта капитального строительства. В оповещении содержались сведения о том, что публичные слушания проводятся администрацией города Мончегорска 14 августа 2018 года по адресу: "адрес", актовый зал администрации города Мончегорска; был определен порядок и сроки подачи заявок на участие в публичных слушаниях, предложений и замечаний по выносимому на обсуждение вопросу - до 16-00 часов 10 августа 2018 года по адресу администрации города Мончегорска и по адресу электронной почты администрации; назначено ответственное лицо, которое обязано принимать все предложения от заинтересованных лиц по вопросу публичных слушаний - заместитель начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации города Мончегорска Железцов В.И.
Перед началом проведения публичных слушаний оргкомитетом была организована регистрация участников публичных слушаний. Оформлены регистрационные листы публичных слушаний с указанием даты и места проведения публичных слушаний.
По итогам публичных слушаний принято и впоследствии опубликовано заключение, которым администрации города Мончегорска рекомендовано отказать в предоставлении разрешения ЦРО ХВЕ АКХЦ на условно разрешенный вид использования "Здания и сооружения культового назначения" названного выше объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" в территориальной зоне "Зона размещения объектов физкультуры и спорта" (Р-4).
Главой администрации города Мончегорска на основании заключения по итогам публичных слушаний от 14 августа 2018 года, рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией от 24 августа 2018 года принято постановление от 03 сентября 2018 года N 1043 об отказе в предоставлении ЦРО ХВЕ АКХЦ разрешения на условно разрешенный вид использования "Здания и сооружения культового назначения" объекта капитального строительства и земельного участка.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия нарушений при проведении публичных слушаний и оформления их результатов, принятия по их итогам заключения комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией по итогам публичных слушаний, вынесении оспариваемого постановления главы администрации города Мончегорска, которые повлекли бы их незаконность.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не является обязательным, но учитывается при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что возражения граждан относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации этими гражданами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения разрешенного вида земельного участка, граничащего с их земельными участками.
Предметом судебного разбирательства может быть только сама установленная законом процедура проведения публичных слушаний по вопросу об изменении разрешенного вида использования земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о соблюдении порядка проведения публичных слушаний по вопросу, заявленному административным истцом, и порядка оформления их результатов.
В статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указаны требования к содержанию оповещения, а также к форме и порядку его размещения, а именно, оповещение о начале общественных обсуждений должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: 1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; 2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 данной статьи, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (части 7, 8).
В части 24 этой же статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, официальный сайт и (или) информационные системы, требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
В рассматриваемом случае, порядок проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка регулируется также Положением о публичных слушаниях в городе Мончегорске, утвержденным Решением Совета депутатов муниципального образования город Мончегорск от 06 апреля 2006 года N 37.
В соответствии с частью 4 статьи 14 указанного Положения публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства назначаются Главой города Мончегорска и проводятся в соответствии с настоящим Положением с учетом особенностей, предусмотренных статьями 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей города Мончегорска о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется в постановлении Главы города Мончегорска о назначении публичных слушаний и не может быть более одного месяца.
Частью 1 статьи 11 Положения о публичных слушаниях в городе Мончегорске определено, что участниками публичных слушаний с правом выступления для аргументации своих предложений являются жители города, представители избирательных и общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, политических партий, которые внесли в рабочую группу в письменной форме свои предложения и рекомендации по обсуждаемым вопросам не позднее чем за пять дней до даты проведения публичных слушаний, а также приглашенные лица, депутаты и должностные лица администрации города.
При этом в силу статьи 13 Положения о публичных слушаниях в городе Мончегорске, по итогам проведения публичных слушаний принимается заключение, которое председателем оргкомитета направляется в Совет или Главе города Мончегорска, назначившим публичные слушания, для принятия решения по обсуждаемому вопросу или проекту нормативного правового акта.
Заключение принимается путем открытого голосования и считается принятым, если за него проголосовало более половины всех присутствующих участников публичных слушаний.
Совет либо Глава города Мончегорска (в зависимости от того, кто выступил инициатором публичных слушаний) принимают решение (постановление) по итогам рассмотрения результатов публичных слушаний, которое подлежит обязательному опубликованию.
Заключение, принятое на публичных слушаниях, учитывается органами и должностными лицами местного самоуправления при принятии соответствующего муниципального правового акта.
В данном случае, процедура проведения публичных слушаний по вопросу предоставления религиозной организации разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Отклоняя доводы административного истца о незаконном составе лиц, участвующих в голосовании, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения части 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1, статьи 11 Положения "О публичных слушаниях в городе Мончегорске", обоснованно исходили из того, что лица, подлежащие обязательному уведомлению о публичных слушаниях - ЦРО ХВЕ АКХЦ, МАУ "Спортивная школа олимпийского резерва N 1" и АО "Мончегорские электрические сети", принимали участие в общественных случаях, при этом участие в публичных слушаниях иных заинтересованных лиц - граждан, не может быть ограничено и не противоречит указанным положениям законодательства.
Поскольку при проведении публичных слушаний обсуждалось выявление возможного негативного воздействия планируемого использования объекта капитального строительства, расположенного в пределах муниципального образования г. Мончегорск в непосредственной близости от социально-значимого объекта, посещаемого несовершеннолетними лицами, участие в данном мероприятии широкого круга заинтересованных лиц правомерно и оправдано.
Перед началом проведения публичных слушаний оргкомитетом была организована регистрация участников публичных слушаний. Оформлены регистрационные листы публичных слушаний с указанием даты и места их проведения, что свидетельствует о соблюдении процедуры публичных слушаний.
С учетом результатов голосования участников публичных слушаний (из 292 человек проголосовало "за" - 10 человек, "против" - 282 человека) по результатам данного мероприятия принято и впоследствии опубликовано заключение, которым администрации г. Мончегорска рекомендовано отказать в предоставлении разрешения ЦРО ХВЕ АКХЦ на условно разрешенный вид использования "Здания и сооружения культового назначения" объекта капитального строительства и земельного участка.
По итогам публичных слушаний от 14 августа 2018 года также был составлен протокол, в котором отражены процедура проведения публичных слушаний (выступление председателя публичных слушаний, выступление инициатора публичных слушаний, вопросы участников и ответы на них, порядок проведения голосования и подсчета голосов). Протокол подписан председателем публичных слушаний (Щукиным А.Ю.) и секретарем (Курицыной Т.А.).
При указанных выше обстоятельствах, доводы кассационной жалобы в части нарушения порядка проведения публичных слушаний, оформления его итогов, мотивированы несогласием с принятым решением, и не содержат предусмотренных законом оснований, позволяющих прийти к выводу о нарушении требований закона при проведении публичных слушаний и принятии решения по существу требований религиозной организации.
Доводы кассационной жалобы в части признания незаконным постановления главы администрации города Мончегорска от 03 сентября 2018 года N 1043 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства" так же являются несостоятельными, поскольку данное постановление принято уполномоченным должностным лицом с соблюдением порядка принятия, содержит ссылку на нормативные правовые акты, подлежащие применению, принято в соответствии с заключением по результатам публичных слушаний от 14 августа 2018 года, рекомендациями комиссии по подготовке проекта по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией от 24 августа 2018 года.
В кассационной жалобе Централизованная Религиозная Организация Христиан Веры Евангельской Ассоциации Кольских Христианских Церквей просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений нет.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 15 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 15 августа 2019 года по административному исковому заявлению Централизованной Религиозной Организации Христиан Веры Евангельской Ассоциации Кольских Христианских Церквей к администрации муниципального образования "Город Мончегорск" и другим о признании незаконными решения об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования объекта капитального строительства, признании незаконными публичных слушаний, их протокола и заключения, оставить без изменения, кассационную жалобу Централизованной Религиозной Организации Христиан Веры Евангельской Ассоциации Кольских Христианских Церквей - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.