Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Мальцевой Е.Г, Жидковой О.В, рассмотрела в судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Центральной избирательной комиссии Республики Карелия на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 09 августа 2019 года (дело N2а-571/2019), апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 22 августа 2019 года (дело N33а-3558/2019) по административному исковому заявлению Елюковой Анны Юрьевны к Территориальной избирательной комиссии Медвежьегорского района об оспаривании решения избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцевой Е.Г, объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Футрика Г.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Елюкова А.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Медвежьегорского района от 24 июля 2019 года N76/17-4 "О регистрации кандидата в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу N12 Зверева А.А.".
Свои требования административный истец обосновал тем, что извещение о проведении конференции по выдвижению кандидата в депутаты в представительный орган местного самоуправления было направлено Региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Республике Карелия в Территориальную избирательную комиссию Медвежьегорского района менее чем за три дня до проведения конференции. Зверев А.А. при подаче документов в Территориальную избирательную комиссию Медвежьегорского района не представил необходимые документы для регистрации и выдвижения, часть представленных документов оформлена с нарушением установленных законом требований.
Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 09 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 22 августа 2019 года вышеуказанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции, председатель Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Бахилин А.Е. со ссылкой на существенное нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит об отмене приведенных судебных актов. Указывает на допущенное Региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Республике Карелия срок, установленного подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", что является основанием для отказа кандидату в регистрации на основании подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "б" пункта 14 статьи 26 Закона Республики Карелия от 27 июня 2003 года N683-ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия".
В отзыве на кассационную жалобу председатель Территориальной избирательной комиссии Медвежьегорского района Смоленцева Н.В. просит об удовлетворении жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами не допущено.
Из материалов дела следует, что решением Территориальной избирательной комиссии Медвежьегорского района Республики Карелия от 17 июня 2019 года на 08 сентября 2019 года назначены досрочные выборы депутатов Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва.
21 июля 2019 года по итогам работы конференции избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Карелия" Зверев А.А. выдвинут кандидатом в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу N12.
22 июля 2019 года Зверев А.А. предоставил в Территориальную избирательную комиссию Медвежьегорского района заявление о согласии баллотироваться в депутаты, а так же копии паспорта, пенсионного удостоверения, документа об образовании, выписки из протокола конференции, свидетельства о регистрации избирательного объединения, финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутата Совета, реквизиты специального избирательного счета, сведения об учете поступления и расходования денежных средств (л.д. N).
24 июля 2019 года решением Территориальной избирательной комиссии Медвежьегорского района N Зверев А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу N12.
01 августа 2019 года решением Территориальной избирательной комиссии Медвежьегорского района N кандидатом в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу N зарегистрирована Елюкова А.Ю.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Елюковой А.Ю. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии суды исходили из того, что несоблюдение региональным отделением срока уведомления о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты, установленного подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", не повлекло нарушения принципа равенства кандидатов, поскольку участие и контроль избирательной комиссии за соблюдением законодательства и устава партии при проведении конференции были обеспечены, нарушения не зафиксированы; пакет документов, необходимый для регистрации Зверева А.А. кандидатом, был заблаговременно предоставлен в Территориальную избирательную комиссию.
С указанными выводами следует согласиться.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" определено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
При рассмотрении дела достоверно установлено, что 18 июля 2019 года в 12 часов 33 минуты Территориальной избирательной комиссией Медвежьегорского района получено извещение от 17 июля 2019 года о проведении 21 июля 2019 года в 12.00 конференции избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Карелия". Письмом от 19 июля 2019 года Территориальной избирательной комиссией Медвежьегорского района сообщено о неучастии представителя комиссии в работе конференции (л.д. N).
Судами учтено, что в конференции принимала участие секретарь Центральной избирательной комиссии Карелии ФИО8, которая не зафиксировала нарушений законодательства и устава партии при проведении конференции, по итогам работы которой Зверев А.А. выдвинут кандидатом в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу N. 24 июля 2019 года Центральная избирательная комиссия Карелии направила в адрес территориальных избирательных комиссий справки об участии представителей Центральной избирательной комиссии Карелии в работе региональных отделений политических партий по выдвижению кандидатов на муниципальных выборах (л.д. N).
При рассмотрении апелляционной жалобы судебной коллегией представитель Центральной избирательной комиссии Республики Карелии пояснил, что по сложившейся практике территориальные избирательные комиссии Республики Карелия в мероприятиях, проводимых региональными отделениями политических партий по выдвижению кандидатов на муниципальных выборах, участия не принимают, при этом контроль за соблюдением закона и устава партии осуществляет Центральная избирательная комиссия Республики Карелия (л.д. N).
В силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иным законом (подпункт "а" пункта 2.2 статьи 33).
В подпункте "в" пункта 14 статьи 26 Закона Республики Карелия от 27 июня 2003 года N683-ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия" установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата.
Из материалов дела следует, что на дату принятия решения о регистрации Зверева А.А. кандидатом в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения 24 июля 2019 года необходимые документы представлены, в том числе копия пенсионного удостоверения, отсутствие копий восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта не являлось препятствием для такой регистрации, поскольку представленные документы позволили в полной мере провести проверку достоверности сведений, необходимых для регистрации кандидата, а так же для установления отсутствия ограничений пассивного избирательного права.
С учетом изложенного обжалуемые решение и апелляционное определение основаны на анализе исследованных доказательств, мотивированы, соответствуют материалам дела и требованиям законодательства. Судами соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на иное толкование правовых положений, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы районного суда и судебной коллегии в постановленных решении и апелляционном определении соответственно, сводятся к оспариванию обоснованности выводов судов об установленных фактических обстоятельствах, и в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 09 августа 2019 года, апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 22 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной избирательной комиссии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.