Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой Е.А, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области на решение Солецкого районного суда Новгородской области от 1 октября 2019 года (N 2а-516/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 04 декабря 2019 года (N 33а-2950/2019) по административному исковому заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области к министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области Смирновой Д.Б, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Солецкого района Новгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Солецкий районный суд Новгородской области с административным исковым заявлением к министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, указав, что в ходе прокурорской проверки выявлен факт размещения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов размером 7 м х 5 м на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", относящемся к землям лесного фонда. В нарушение требований природоохранного законодательства каких-либо действий со стороны административного ответчика по ликвидации несанкционированной свалки не произведено, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Солецкого районного суда Новгородской области от 1 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 04 декабря 2019 года, административное исковое заявление прокурора Солецкого района Новгородской области удовлетворено, постановлено обязать министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов размером 7 м х 5 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" с географическими координатами "данные изъяты"
В кассационной жалобе на решение Солецкого районного суда Новгородской области от 1 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 04 декабря 2019 года министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права и выводами, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" с географическими координатами "данные изъяты", относящемся к землям лесного фонда, расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов размером 7 м х 5 м.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Новгородской области отнесено к полномочиям министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, должна быть возложена на указанный орган государственной власти Новгородской области, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Согласно частям 1 и 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Доводы министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области об изменении закона, в частности, признание с 1 октября 2016 года утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, правильно оценены судами, как не свидетельствующие об отсутствии необходимости обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.
В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, утвержденным Постановлением Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 года N 466, Министерство является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим полномочия в области лесных отношений и лесопромышленного комплекса, охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира, не относящихся к охотничьим ресурсам, и среды их обитания, особо охраняемых природных территорий, использования и охраны водных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, государственной экологической экспертизы, недропользования, обращения с отходами, радиационной безопасности населения, обращения с радиоактивными отходами и использования атомной энергии, охраны атмосферного воздуха (пункт 1.1); Министерство является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (пункт 1.2); Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает исполнение таких установленных федеральным и областным законодательством полномочий, как осуществление на землях лестного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (пункт 3.3.1).
Суды, проанализировав приведенные положения закона и установленные полномочия министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, пришли к обоснованному выводу о том, что Министерство является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в чьи полномочия входит, в том числе, организация охраны и защиты от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами земельного участка лесного фонда, организация ликвидации последствий таких загрязнений.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Солецкого районного суда Новгородской области от 1 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 04 декабря 2019 года без изменения, кассационную жалобу министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.