Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Захарова Дмитрия Олеговича на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 27 августа 2019 года (N 2а-3496/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 04 декабря 2019 года (N 33а-5611/2019) по административному исковому заявлению Захарова Дмитрия Олеговича к администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения Захарова Д.О. и его представителя Кияницкой А.Е, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Захаров Д.О. обратился в Центральный районный суд г. Калининграда с административным исковым заявлением к администрации городского округа "Город Калининград", указав, что на праве аренды владеет земельным участком, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", имеющим целевое назначение для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: "адрес", на котором для проживания его семьи и ближайших родственников в 2017 году построил и зарегистрировал право собственности на жилой дом, общей площадью "данные изъяты" кв.м. В удовлетворении его заявления о выкупе земельного участка под домом административным ответчиком было отказано по тем основаниям, что дом имеет признаки многоквартирности.
Для приведения в соответствие назначения земельного участка и жилого дома он обратился к административному ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на "многоквартирная жилая застройка", в чем ему было отказано со ссылкой на договор аренды, предусматривающий использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства (пункт 1.3) и на проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 07 июля 2016 года N 981, которым установлено такое же разрешенное использование земельного участка.
Сославшись на то, что административный регламент администрации городского округа "Город Калининград" не предусматривает такие основания к отказу в изменении вида разрешенного использования земельного участка, а испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка предусмотрен для данной зоны (Ж-4) Правилами землепользования и застройки как основной вид использования земельного участка, Захаров Д.О. просил суд признать незаконным отказ администрации городского округа "Город Калининград" в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"; обязать ответчика издать распорядительный акт об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на "малоэтажная многоквартирная жилая застройка".
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 27 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 04 декабря 2019 года, Захарову Д.О. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 27 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 04 декабря 2019 года Захаров Д.О. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права и ненадлежащей оценкой доводов его административного искового заявления.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Отказывая Захарову Д.О. в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое им решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка не противоречит действующего законодательству, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был предоставлен 03 ноября 2016 года ФИО для индивидуального жилищного строительства на срок двадцать лет на основании статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 19 сентября 2016 года N 1392 "О предварительном согласовании предоставления гр. ФИО земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по "адрес" справки инвалида III группы, постановления главы администрации Ленинградского района г. Калининграда от 22 января 2003 года N 78 "Об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
16 ноября 2016 года произведена государственная регистрация заключенного между арендодателем - администрацией городского округа "Город Калининград" и арендатором ФИО договора аренды N 512/2016-А от 03 ноября 2016 года земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, имеющего целевое назначение для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес"
В этот же день, 16 ноября 2016 года, между ФИО11 и Захаровым Д.О. заключено соглашение об уступке прав и обязанностей арендатора по договору аренды N 512/2016-А от 03 ноября 2016 года.
Получив 20 декабря 2016 года разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", Захаров Д.О. возвел трехэтажный жилой дом, общей площадью "данные изъяты" кв.м. и 26 декабря 2017 года на основании декларации об объекте недвижимости и договора аренды земельного участка зарегистрировал право собственности на него, как на индивидуальный жилой дом.
30 января 2019 года Захаров Д.О. обратился в администрацию городского округа "Город Калининград" с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с "индивидуальное жилищное строительство" на "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" в соответствии с основными видами разрешенного использования земельного участка в зоне застройки Ж-3.
Оспариваемым решением комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" исх. N И-КМИ-08/946 от 28 февраля 2019 года Захарову Д.О. отказано в удовлетворении его заявления по тем основаниям, что спорный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденными решением городского Совета депутатов города Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, отнесен к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (индекс - Ж-4, подзона Б) и является частью территории, в отношении которой разработан и утвержден постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 07 июля 2016 года N 981 проект межевания территории в границах линий "адрес". Формирование земельных участков в территориальных зонах осуществляется на основании утвержденных проектов планировки и проектов межевания. Согласно указанной градостроительной документации спорный земельный участок был образован с установленным разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства". Кроме того, административный ответчик сослался на то, что, приняв права и обязанности арендатора земельного участка, Захаров Д.О. согласился с видом его разрешенного использования.
Отказывая Захарову Д.О. в удовлетворении административных исковых требований, суды руководствовались следующим.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Одним из способов реализации права на использование земельного участка является предоставление участка в аренду.
Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статья 42).
Земельным кодексом Российской Федерации установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей жилищного строительства.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Изменение правообладателем вида разрешенного использования предоставленного в льготном порядке, без проведения торгов, земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, на такой вид жилищного строительства как "многоквартирная застройка" повлечет обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Центрального районного суда г. Калининграда от 27 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 04 декабря 2019 года без изменения, кассационную жалобу Захарова Д.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.