Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой Е.А, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" на решение Пинежского районного суда Архангельской области от 29 апреля 2019 года (N 2а-140/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 7 августа 2019 года (N 33а-4856/2019) по административному исковому заявлению прокурора Пинежского района Архангельской области к администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" о признании незаконным бездействия по не заключению концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и о возложении обязанности заключить концессионные соглашения в отношении указанных объектов теплоснабжения, водоснабжения, а также водоотведения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности прокурора Пинежского района Архангельской области обратился в Пинежский районный суд Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" по не заключению концессионных соглашений с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения:
-объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципального образования "Карпогорское": водонапорная башня (д. Ваймуша, ул. Молодежная, д. 6а); здание водонапорной башни (д. Ваймуша, ул. Совхозная, д. 106); водозаборная скважина (д. Церкова, ул. Боровая, д. 6); водонапорная башня (д. Шотова, ул. Черногорская, д. 27, сооружение 1); водонапорная башня (д. Марьина, ул. Лесная, д. 6а); система водоснабжения (д. Айнова); система водоснабжения (с. Карпогоры, ул. Энергетиков); система водоснабжения (с. Карпогоры, ул. Лесная); система водоснабжения (с. Карпогоры, ул. Ленина); система водоснабжения (с. Карпогоры); система водоснабжения (д. Ваймуша, ул. Гагарина); система водоснабжения (д. Ваймуша); система водоснабжения (д. Шотова, ул. Центральная); водопроводная сеть (д. Шотова, ул. Боровая); насосная станция (д. Шотова, ул. Боровая, д. 4, стр. 1); водонапорная башня (д. Шардомень, ул. Центральная, д. 127а); здание насосной станции (д. Шардомень, ул. Центральная, д. 1276); наружный водопровод (д. Шардомень); система водоотведения (с. Карпогоры); наружная канализационная сеть (с. Карпогоры, ул. Колхозная, д. 3, сооружение 2); наружная канализация (д. Шардомень);
-объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования "Карпогорское": здание котельной N 1 за исключением помещения 12-18 (с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 47а); теплотрасса от котельной N 1 (с. Карпогоры); теплотрасса от котельной N 2 (с. Карпогоры); теплотрасса N 3 (с. Карпогоры); здание котельной N 6 (с. Карпогоры, ул. Ленина, д. 39); теплотрасса от котельной N 6 (с. Карпогоры); теплотрасса от котельной N 7 (с. Карпогоры); здание котельной (с. Карпогоры, ул. Ленина, д. 120-Б); теплотрасса от котельной N 8 (с. Карпогоры); здание котельной N 10 (с. Карпогоры, ул. Авиаторов, д. 17); теплотрасса от котельной N 10 (с. Карпогоры); здание котельной (с. Карпогоры, ул. Пионерская, д. 76); теплотрасса от котельной N 11 (с. Карпогоры); тепловая сеть (с. Карпогоры, от котельной, расположенной по адресу: ул. Ленина, д. 476); помещение котельной (с. Карпогоры, ул. Кудрина, д. 4); котел трубный, котел КВр-063К (N 2438), дымовая труба, насос КМ-80-50-200, 4 водогрейных котла КВр-0, 8, дымовая труба (с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 47а); вентилятор радиальный ВЦ 14-46 N 3, 15Л, дымосос N 5-01А, дымовая труба, котел отопительный (с. Карпогоры, ул. Ленина, д. 1206); дымовая труба d-530мм, 2 электродвигателя АИР 160 15 кВТ, 2900 об/мин (с. Карпогоры, ул. Авиаторов, д. 17); 3 водогрейных котла КВр-0, 8 (с. Карпогоры, ул. Ленина, д. 39); дымовая труба d-630 мм (с. Карпогоры, ул. Пионерская, д. 76); дымовая труба (с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 2а); котел трубный (с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 47а); 2 дымовых трубы (с. Карпогоры, ул. Ленина, д. 39); тепловые сети (с. Карпогоры, ул. Комсомольская, д. 20А от котельной); тепловые сети (с. Карпогоры, ул. Октябрьская); тепловые сети (с. Карпогоры, ул. Комарова); 4 котла отопительных КВр-0, 63 (с. Карпогоры, ул. Авиаторов, д. 17); 2 котла водогрейных КВм-1, 16 КД (с. Карпогоры, ул. Ленина, д. 39);
-объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований "Сосновское", "Лавельское", "Кушкопальское": здание котельной N 1, котел "Братск", котел "Тула", котел "Энергия", котел "водогрейный" КВр-0, 64 на стальной раме, преобразователь ПЧ-20, 2 электронасоса, глубинный насос, дизель-генератор (А-01), пила ЭПЧ, пила ЭПЧ-3, заточный станок "универсальный", 2 дымовых трубы (пос. Сосновка, ул. Школьная, д. 46); теплосеть (пос. Сосновка); здание котельной N 2, 2 котла "Универсал 6", дизель-генератор, 2 электронасоса, емкость, электронасос поверхностный для забора воды из скважины, дымовая труба (пос. Сосновка, ул. Набережная, д. 4, корп. 1); водонапорная башня N 1, водонапорные сети (55 м) (пос. Сосновка, ул. Школьная, д. 46, корп. 1); тепловые сети (пос. Сосновка, ул. Набережная); буровая скважина N 3 (пос. Сосновка, ул. Школьная, д. 46); буровая скважина N 1 (пос. Сосновка, ул. Набережная, д. 46, сооружение 1); ремонтно-механические мастерские (пос. Сосновка, ул. Строительная, д. 17а); гараж (с котельной и тепловой сетью 231 м), котел "Универсал", котел "Универсал 5", 2 электронасоса, электронасос "Малыш", емкость, двигатель УД - 2 с водяным насосом, дымовая труба, сварочный аппарат, компрессор, преобразователь ПЧ-20, токарный станок "Кукон", сверлильный станок, заточный станок, электротельфер (пос. Сосновка, ул. Строителей, д. 19а, корп. 2); здание (котельная), 2 котла "Универсал-5", двигатель УД-25 с водяным насосом, емкость, консольный насос с электродвигателем, дымовая труба, преобразователь ПЧ-20 (пос. Мамониха, ул. Молодежная, д. 5); тепловые сети (пос. Мамониха, ул. Молодежная); котельная, 2 котла-"Универсал", котел "Универсал 5", 2 электродвигателя с водяным насосом (консольный), дизель-генератор (СМД- 14); емкость, дымовая труба, преобразователь ПЧ-20, пила ЭПЧ-3, пила ЭПЧ-5, глубинный насос (пос. Кулосега, ул. Ленина, д. 15); тепловые сети (пос. Кулосега, ул.
Ленина); котельная, 2 котла "Универсал 6М", котел "Братск" электродвигатель, преобразователь ПЧ-20М1, дизель-генератор А-01 (д. Кушкопала, ул. Октябрьская, д. 15, корп. 2); тепло-водосети (д. Кушкопала); здание, котел Квр-0, 6, 2 котла КВНПу-0, 6, котел КВр-0, 93, насос N 1 К651/88, насос N 2 К100-80-160, насос N 3 К100-80-160, насос N 4 К100-80-160, насос N 5 К100-80-160, дымовая труба, дизельгенераторная установка на раме CUMMINS модели C900D5B (0) (пос. Новолавела, ул. Пионерская, д. 7); тепловые сети с водопроводом (пос. Новолавела); скважина, станок заточный (пос. Кулосега, ул. Ленина, д. 15);дымовая труба, емкость, заточный станок, точильный станок, пила ЭПЧ. 4 насоса, 3 электродвигателя (д. Кушкопала, ул. Октябрьская, д. 15, кори. 2); преобразователь, емкость, заточный станок (пос. Новолавела, ул. Пионерская, д. 7); скважина (пос. Сосновка, ул. Набережная, д. 4, кори. 1);
-объектов водоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований "Сосновское", "Лавельское", "Кушкопальское": водонапорная башня (пос. Новолавела, ул. Советская, д. 6а); водонапорная башня (пос. Новолавела, ул. 40 лет Победы, д. 36); колодец (пос. Новолавела, ул. Почтовая, д. 6а); колодец (пос. Новолавела, ул. Железнодорожная, д. 2а); колодец (пос. Новолавела, ул. Деповская, д. 12а); колодец (пос. Новолавела, ул. Комсомольская, д. 4а); колодец (пос. Новолавела, ул. Советская, д. 22а); буровая скважина с водонапорной башней (пос. Пачиха, ул. Лесная, д. 14а); буровая скважина N 689 (пос. Пачиха, ул. Нагорная, д. 2а); буровая скважина N 638 с водонапорной башней (д. Кушкопала, ул. Пионерская, д. 35); буровая скважина с водонапорной башней N 1297 (д. Кушкопала, ул. Пионерская, д. 6); водокачка (д. Кушкопала, ул. Октябрьская, д. 66); скважина (д. Кушкопала, ул. Октябрьская, д. 31а); буровая скважина с водонапорной башней (д. Кушкопала, ул. Октябрьская, д. 39а); скважина на питомник (д. Кушкопала, ул. Ф. Абрамова, д. 3);
-объектов водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования "Пиринемское": буровая скважина с водоразборной колонкой (пос. Широкое, ул. Лесная); буровая скважина с водоразборной колонкой (пос. Широкое, ул. Центральная); буровая скважина с водоразборной колонкой (д. Веегора); буровая скважина с водоразборной колонкой (д. Кусогора); буровая скважина с водоразборной колонкой (д. Пиримень, ул. Совхозная, д. 9а); буровая скважина с водоразборной колонкой (д. Чешегора, ул. Озерная); буровая скважина с водоразборной колонкой (д. Чакола, ул. Лесная); буровая скважина с водоразборной колонкой (д. Шотогорка, ул. Нагорная); буровая скважина с водоразборной колонкой (д. Шотогорка, ул. Полевая); буровая скважина с водоразборной колонкой (д. Шотогорка, ул. Центральная); буровая скважина с водоразборной колонкой (д. Шотогорка, ул. Дорожная); буровая скважина с водоразборной колонкой (д. Веегора); водозаборная скважина N 2257 (д. Пиримень, околоток Новая деревня); генератор CHAMPION (д. Пиримень); насос ЭВЦ 6-10-80 (д. Пиримень); водопроводная сеть (д. Пиримень); водопроводная сеть (д. Чакола).
Просил обязать администрацию муниципального образования "Пинежский муниципальный район" в срок до 01 сентября 2019 года заключить концессионные соглашения в отношении указанных объектов.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки прокуратурой Пинежского района Архангельской области выявлены допущенные административным ответчиком нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), выразившиеся в непринятии мер по передаче вышеуказанных объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по концессионным соглашениям. На основании соглашений о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию "Пинежский муниципальный район", в эксплуатацию для оказания коммунальных услуг в 2017 году объекты водоснабжения, находящиеся на территории муниципального образования "Пиринемское", переданы во временное владение и пользование ООО "Сийское". В 2016 году объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся на территории муниципального образования "Карпогорское", объекты водоснабжения и теплоснабжения, находящиеся на территории муниципального образования "Сосновское", муниципального образования "Лавельское", муниципального образования "Кушкопальское", а в 2018 году - объекты теплоснабжения, находящиеся на территории муниципального образования "Карпогорское", - переданы во временное владение и пользование ООО "АльянсТеплоЭнерго".
17 сентября 2018 года прокуратурой района в адрес главы администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" внесено представление об устранении нарушений законодательства о концессионных соглашениях, по результатам рассмотрения которого администрацией муниципального образования "Пинежский муниципальный район" продолжена переписка с Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, Правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области, Правительством Архангельской области и Агентством по тарифам и ценам Архангельской области о подготовке документации для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципальных образований "Карпогорское", "Сосновское", "Лавельское", "Кушкопальское" и "Пиринемское", однако выявленные недостатки в документации не устранены, концессионные соглашения не заключены, что подтверждает административный ответчик в информационном письме администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" от 11 марта 2019 года N 562/01-25.
Бездействие администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" по проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, их имуществу, так как возникает угроза срывов отопительных периодов на 2018-2019, 2019-2020 г.г.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Архангельской области.
Решением Пинежского районного суда Архангельской области от 29 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 7 августа 2019 года, административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Пинежского района Архангельской области удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" по не заключению концессионного соглашения с целью передачи в концессию вышеуказанных объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. На администрацию муниципального образования "Пинежский муниципальный район" возложена обязанность в срок до 01 августа 2019 года заключить концессионное соглашение в отношении этих объектов.
В кассационной жалобе на решение Пинежского районного суда Архангельской области от 29 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного судаот 7 августа 2019 года администрация муниципального образования "Пинежский муниципальный район" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с существенным нарушением норм материального и процессуального права, нарушающими право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения. Указывает о том, что статья 28.1 Закона о теплоснабжении не исключает возможности по передаче собственникам имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что в собственности муниципального образования "Пинежский муниципальный район" с 2015 - 2016 годов находятся вышеперечисленные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые переданы в пользование хозяйствующим субъектам в целях оказания населению услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на основании соглашений о передаче имущества, не являющихся концессионными соглашениями.
Так, на основании соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию "Пинежский муниципальный район", в эксплуатацию для оказания коммунальных услуг на территории муниципального образования "Карпогорское" от 11 ноября 2016 года администрацией муниципального образования "Пинежский муниципальный район" объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся на территории муниципального образования "Карпогорское", переданы во временное владение и пользование ООО "АльянсТеплоЭнерго".
На основании соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию "Пинежский муниципальный район", в эксплуатацию для оказания коммунальных услуг на территории муниципального образования "Карпогорское" от 26 октября 2018 года (с учетом дополнительных соглашений от 31 октября 2018 года, 06 ноября 2018 года и 14 ноября 2018 года) администрацией муниципального образования "Пинежский муниципальный район" объекты теплоснабжения, находящиеся на территории муниципального образования "Карпогорское", переданы во временное владение и пользование ООО "АльянсТеплоЭнерго".
На основании соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию "Пинежский муниципальный район", в эксплуатацию для оказания коммунальных услуг на территории муниципальных образований "Сосновское", "Лавельское", "Кушкопальское" от 06 сентября 2016 года (с учетом дополнительного соглашения от 05 октября 2016 года) администрацией муниципального образования "Пинежский муниципальный район" объекты теплоснабжения, находящиеся на территории указанных муниципальных образований, переданы во временное владение и пользование ООО "АльянсТеплоЭнерго".
На основании соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию "Пинежский муниципальный район", в эксплуатацию для оказания коммунальных услуг на территории муниципальных образований "Сосновское", "Лавельское", "Кушкопальское" от 03 ноября 2016 года администрацией муниципального образования "Пинежский муниципальный район" объекты водоснабжения, находящиеся на территории указанных муниципальных образований переданы во временное владение и пользование ООО "АльянсТеплоЭнерго".
На основании соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию "Пинежский муниципальный район", в эксплуатацию для оказания коммунальных услуг на территории муниципального образования "Пиринемское" от 31 марта 2017 года (с учетом внесения изменений от 20 июля 2017 года) администрацией муниципального образования "Пинежский муниципальный район" объекты водоснабжения, находящиеся на территории муниципального образования "Пиринемское", переданы во временное владение и пользование ООО "Сийское".
По заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и отдельных объектов таких систем, расположенных на территории муниципальных образований "Сосновское", "Лавельское" и "Кушкопальское", 03 сентября 2018 года в администрацию муниципального образования "Пинежский муниципальный район" поступило предложение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, от ООО "Астрея Поморья". 04 февраля 2019 года на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (http://torgi.gov.ru/) размещено предложение о заключении концессионного соглашения и проект концессионного соглашения в целях принятия заявок от третьих лиц о готовности к участию в конкурсе. В сорокапятидневный срок заявок о готовности к участию в конкурсе не поступило, в связи с чем административным ответчиком принято постановление о заключении концессионного соглашения с ООО "Астрея Поморья". Из представленных административным ответчиком документов судом установлено, что 12 апреля 2019 года концессионное соглашение от 11 апреля 2019 года направлено концессионеру для подписания, которое было подписано и 22 апреля 2019 года направлено в адрес Губернатора Архангельской области для подписания.
По объектам теплоснабжения, расположенным на территориях муниципального образования "Сосновское", "Лавельское", "Кушкопальское", 15 февраля 2019 года в администрацию муниципального образования "Пинежский муниципальный район" поступило предложение N 249 о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, от ООО "АльянсТеплоЭнерго".
7 февраля 2019 года в адрес администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" поступило предложение ООО "Астрея Поморья" о заключении концессионного соглашения по объектам водоснабжения и водоотведения, расположенным на территории муниципального образования "Карпогорское".
7 сентября 2017 года в адрес администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" поступило предложение ООО "АльянсТеплоЭнерго" о заключении концессионного соглашения по объектам теплоснабжения, расположенным на территории муниципального образования "Карпогорское".
В отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципального образования "Пиринемское", 17 августа 2018 года в администрацию муниципального образования "Пинежский муниципальный район" поступило предложение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения от ООО "Сийское".
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", и исходил из того, что муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения на территории муниципального образования "Карпогорское", услуг водоснабжения, теплоснабжения на территории муниципальных образований "Сосновское", "Лавельское", "Кушкопальское", услуг водоснабжения на территории муниципального образования "Пиринемское" передано в пользование хозяйствующим субъектам необоснованно вне процедуры конкурентного отбора и по иному договору, чем это предусмотрено действующим законодательством, указанные объекты должны быть переданы в пользование хозяйствующим субъектам путем заключения концессионного соглашения, институт которого направлен на развитие систем теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры, обеспечение устойчивого теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения, однако административным ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении указанных объектов, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, ни по одному из комплексов спорных объектов не решен, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что имеющееся со стороны административного ответчика бездействие создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества и угрозу срыва отопительного сезона, нарушает права неопределенного круга лиц - населения
указанных муниципальных образований на качественное оказание коммунальных услуг, благоприятные и безопасные условия проживания, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2-4.10 и 4.12 данной статьи.
Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который дополнен статьей 28.1, а также в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", который дополнен статьей 41.1.
В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно части 2 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.
Административным ответчиком не оспаривалось, что с момента передачи спорных объектов в собственность муниципального образования "Пинежский муниципальный район", то есть с 2015-2016 годов концессионные соглашения не заключены.
В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация муниципального образования "Пинежский муниципальный район" обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.
Конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов административным ответчиком не проводились.
Из представленных административным ответчиком документов установлено, что в период с 2017 по 2019 годы хозяйствующие субъекты выступили с инициативой по заключению концессионного соглашения, которые не заключены.
Судами установлено, что действия административного ответчика, направленные на заключение концессионного соглашения, сводились к подготовке проекта конкурсной документации и ее согласование с уполномоченными субъектами.
Действительно, проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения предшествует составление проекта конкурсной документации, в том числе критериев конкурса, содержание которых предусмотрено статьями 23, 24 Федерального закона N 115-ФЗ, и их согласование с Министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области, Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, Правовым департаментом Администрации Архангельской области.
Порядок взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области с уполномоченными исполнительными органами государственной власти Архангельской области урегулирован разделами IX и IX (1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, разделами VII и VII (1) Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, Постановлением Правительства Архангельской области от 20 июня 2017 года N 244-пп.
С 2017 года между администрацией муниципального образования "Пинежский муниципальный район" и Министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области, Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, Правовым департаментом Администрации Архангельской области ведется переписка с целью согласования конкурсной документации в отношении указанных объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В отношении объектов водоснабжения и отдельных объектов таких систем, расположенных на территории муниципальных образований "Сосновское", "Лавельское", "Кушкопальское", "Пиринемское", согласование проводится лишь с 2018 года.
На момент рассмотрения дела судом согласование проекта конкурсной документации со стороны Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области, Агентства по тарифам и ценам Архангельской области достигнуто только в отношении объектов водоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований "Сосновское", "Лавельское", "Кушкопальское".
По остальным спорным объектам согласование со стороны уполномоченных органов не достигнуто.
Судами установлено, что отсутствие согласования проекта конкурсной документации на заключение концессионных соглашений со стороны Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области, Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, Правового департамента Администрации Архангельской области обусловлено действиями администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район", составившей конкурсную документацию ненадлежащим образом, устранение замечаний к документации не носило со стороны администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" незамедлительного характера.
В частности, оформление документов по объектам водоснабжения на территории муниципального образования "Пиринемское" находится на стадии разработки схемы водоснабжения на территории муниципального образования "Пиринемское".
Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику с 2016 года осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества по концессионным соглашениям, по административному делу не установлены.
Учитывая недостаточность принятых административным ответчиком мер, направленных на определение лиц, в пользование которых могли быть переданы объекты в установленном законом порядке, суды пришли к правильному выводу о том, что со стороны административного ответчика имеет место незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципальных образований, пользующихся услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предоставляемых посредством указанных объектов.
Доводы кассационной жалобы о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения являются несостоятельными и отмену судебных актов не влекут, поскольку решение вопросов местного значения не может осуществляться административным ответчиком в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Пинежского районного суда Архангельской области от 29 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 7 августа 2019 года без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Пинежский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.