Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Широковой Е.А, судей: Зеленского А.М, Кулешовой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Мурманска на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 21 августа 2019 года по административному исковому заявлению Степановой Ольги Владимировны о признании недействующим и подлежащем отмене пункта 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска N 4454 от 21 декабря 2018 года "Об установлении стоимости проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте о муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым фифам в границах муниципального образования город Мурманск"
В первой инстанции решение вынесено Октябрьским районным судом города Мурманска 22 мая 2019 года (дело 2а-375/2019)
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя администрации города Мурманска - Лузанова А.К, поддержавшего кассационную жалобу, пояснения представителя Степановой О.В. - Лойк Н.И, представителя Комитета по тарифному регулированию Мурманской области - Погудиной Н.А, возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Андреевой Н.А. об оставлении судебного постановления без изменения, УСТАНОВИЛА:
Постановлением администрации города Мурманска от 21 декабря 2018 N4454 "Об установлении стоимости проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск" установлена стоимость проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск согласно приложению к настоящему постановлению. Тарифы на проездные билеты введены в действие с 01 января 2019 года по 01 января 2020 года.
Согласно пункту 2 приложения к вышеуказанному постановлению стоимость льготного проездного билета для обучающихся очной формы обучения государственных областных профессиональных образовательных организаций, государственных областных и муниципальных общеобразовательных организаций, а также обучающихся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования иных организационно-правовых форм в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск составила: месячного проездного билета - в размере 898, 00 рублей; декадного проездного билета - 305, 58 рублей.
Данное постановление и приложение к нему было опубликовано в средствах массовой информации - в газете "Вечерний Мурманск 22 декабря 2018 года N236.
Степанова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Мурманска о признании недействующим и подлежащим отмене пункта 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска N 4454 от 21 декабря 2018 года "Об установлении стоимости проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск", ссылалась на его несоответствие требованиям закона, имеющим большую юридическую силу. В частности, оспариваемая норма не соответствует постановлению администрации города Мурманска от 12 декабря 2018 года N 4316 "О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда и провоза багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск", приказу Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 07 декабря 2018 N 88 "Об утверждении порядка установления стоимости проездного билета на территории Мурманской области", Порядку предоставления льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования обучающимся образовательных организаций Мурманской области, утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 06 июля 2017 года N 342-ПП. Считает, что стоимость проездного билета, указанная в оспариваемом приложении к постановлению, завышена, чем нарушаются её права как матери несовершеннолетнего ребенка, обучающегося в образовательном учреждении. Просила признать недействующим и подлежащим отмене с момента принятия пункт 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска N 4454 от 21 декабря 2018 года.
Решением Октябрьским районным судом города Мурманска 22 мая 2019 года Октябрьского районного суда города Мурманска 22 мая 2019 года, удовлетворении иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 21 августа 2019 года решение отменено и принято новое решение об удовлетворении иска Степановой.
На вступившее в законную силу апелляционное определение администрация города Мурманска подала кассационную жалобу. В жалобе приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
В силу пункта 1 статьи 6.2. Закона Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-3MO "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области", статьи 3 Законом Мурманской области от 26 октября 2007 года N 901-01-ЗМО "О предоставлении льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования обучающимся государственных областных и муниципальных образовательных организаций Мурманской области" органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования, а также государственными полномочиями по обеспечению предоставления льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения в границах муниципального образования, обучающимся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.
Таким образом, оспариваемый акт принят в пределах компетенции администрации города Мурманска.
Удовлетворяя иск Степановой, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что оспариваемый нормативный акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Так, приказом Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 07 декабря 2018 N 88 был утвержден Порядок установления стоимости проездного билета на территории Мурманской области, в соответствии с пунктом 8 которого полная стоимость проездного билета рассчитывается по следующей формуле: Тпр.б. = Кп х Т, где: Кп - условное количество перевозок пассажира, принимаемое для целей расчета тарифов за проездные билеты (месячные, декадные): для месячного проездного билета Кп = 50; для декадного проездного билета Кп = 17; Т - установленный органом местного самоуправления тариф на перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования, с учетом социальной поддержки и социальной помощи в виде предоставления льгот на проезд пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (при их наличии), установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (далее - Порядок N 88).
Пунктом 9 указанного Порядка N 88 определено, что льготная стоимость проездного билета обучающегося устанавливается исходя из полной стоимости проездного билета, рассчитанной в соответствии с пунктом 8, с учетом размера льгот, утвержденных Правительством Мурманской области.
Действительно, в указанный порядок Приказом Комитета по тарифному регулированию Мурманской области N64 от 21 июня 2019 года внесены изменения. Однако, вопреки, утверждениям, содержащимся в кассационной жалобе, суд использовал редакцию Порядка, действующую на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Постановлением Правительства Мурманской области от 06 июля 2017 года N 342-1111 утвержден Порядок предоставления льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования обучающимся образовательных организаций Мурманской области (далее- Порядок).
Постановлением Правительства Мурманской области от 26 апреля 2019г. N 193-ПП " О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Мурманской области в части организации льготного проезда обучающихся" были внесены изменения в названный Порядок.
В соответствии с пунктом 2 указанного документа постановление вступило в силу со дня официального опубликования (опубликовано 30 апреля 2019 года) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года.
Согласно пункту 6 Порядка (в ред. от 26.04.2019) размер льготы на проезд обучающихся составляет: в городском сообщении - 50% от провозной платы, взимаемой перевозчиком с пассажира при оплате проезда в салоне транспортного средства.
Проанализировав вышеуказанные положения нормативных правовых актов, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что приведенные положения подлежат применению при проверке оспариваемого административным истцом нормативного акта, в том числе учитывая их действие с 01 января 2019 года.
Таким образом, льготная стоимость проездных билетов обучающихся установлена в пункте 2 приложения постановления администрации города Мурманска N 4454 от 21 декабря 2018 года в нарушение указанного выше Порядка, установленного субъектом, и в нарушение Порядка N 88, установленного Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области, который является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий Мурманской области и нормативному правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен(тарифов) на территории Мурманской области, а также функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в указанной сфере. Указанные нормативные правовые акты являются обязанными для применения на территории Мурманской области.
Как видно из содержания пункта 2 приложения постановления администрации города Мурманска N 4454 от 21 декабря 2018 года, администрация города Мурманска при установлении льготного проездного билета для обучающегося применила максимально предельный тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, установленного постановлением администрации города Мурманска от 30 октября 2018 года N 3757 "Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск на 2019 год" в размере 35, 95 рублей. Соответственно, стоимость месячного проездного билета составила в размере 898, 75 рублей и декадного проездного билета - в размере 305, 58 рублей.
Такое установление стоимости льготного проездного билета противоречит вышеназванным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку определяет иной порядок ценообразования при расчете и последующем установлении стоимости льготного проездного билета. В частности, администрация города Мурманска, исходя из правовых норм, должна была рассчитать стоимость проездных билетов для обучающихся с учетом льгот при оплате проезда.
Так, постановлением от 12.12.2018 N 4316 "О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда и провоза багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск" установлена с 01.01.2019 мера социальной поддержки граждан в виде льготы при оплате ими проезда и провоза багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск (далее - льгота) в виде уменьшения оплаты полной стоимости проезда, провоза багажа, определенной перевозчиком в соответствии с постановлением администрации города Мурманска об установлении соответствующему перевозчику регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск (далее - полная стоимость проезда, провоза багажа), до 32 рублей за разовую поездку, провоз багажа.
Соответственно, указанный размер льгот на проезд обучающихся в сумме 32 рубля должен быть принят при расчете льготного проездного билета для обучающихся. Данная сумма является провозной платой, взимаемой перевозчиком с пассажира при оплате проезда в салоне транспортного средства.
Позиция суда поддержана и Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области.
С учетом установленного, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для признания пункта 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска от 21.12.2018 N 4454 "Об установлении стоимости проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск" несоответствующим вышеуказанным положениям норм материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, поскольку имеют большую юридическую силу.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. С учетом приведенной нормы и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что необходимо признать недействующим пункт 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска N 4454 от 21 декабря 2018 года с момента его принятия, поскольку при принятии данной нормы были допущены нарушения закона, которые повлекли нарушение прав неопределенного круга лиц - граждан по оплате проездного билета.
Судом апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены вступившего в законную силу судебного постановления нет.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 21 августа 2019 года по административному исковому заявлению Степановой Ольги Владимировны о признании недействующим и подлежащем отмене пункта 2 приложения к постановлению администрации города Мурманска N 4454 от 21 декабря 2018 года "Об установлении стоимости проездных билетов в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте о муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым фифам в границах муниципального образования город Мурманск" оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.