Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N 2а-780/2019) по кассационной жалобе Кочуровой Светланы Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 27 ноября 2019 года (N 33а-7545/2019) по административному исковому заявлению о признании незаконным уведомления администрации муниципального образования "Вельское" о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 17 мая 2019 года, возложении обязанности выдать уведомление о соответствии параметров объекта капитального строительства, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кочурова С.Н. обратилась в Вельский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления администрации муниципального образования "Вельское" от 17 мая 2019 года, возложении обязанности выдать уведомление о соответствии параметров объекта капитального строительства и взыскании судебных расходов.
В обоснование административного иска указала, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", разрешенное использование земельного участка - ведение садоводства, категория земель - земли населенных пунктов, на основании договора купли-продажи земельного участка от 28 марта 2018 года. Земельный участок поставлен на кадастровый учет распоряжением главы муниципального образования "Вельское" от 21 декабря 2018 года N 733-р, ему присвоен адрес: "адрес".
В этом же году начато строительство жилого дома, которому на основании распоряжения главы муниципального образования "Вельское" от 21 декабря 2018 года N 732-р присвоен адрес, аналогичный адресу земельного участка, на котором дом расположен. На незавершенный строительством объект недвижимости зарегистрировано право собственности 29 января 2019 года, присвоен кадастровый номер "данные изъяты".
14 мая 2019 года она обратилась в администрацию муниципального образования "Вельское" с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке, однако уведомлением от 17 мая 2019 года была уведомлена о том, что объект индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям закона. Считает принятое решение незаконным и нарушающим ее права на индивидуальное жилищное строительство на предназначенном для этих целей земельном участке.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 6 сентября 2019 года уведомление администрации муниципального образования "Вельское" от 17 мая 2019 года признано незаконным, на администрацию муниципального образования "Вельское" возложена обязанность выдать Кочуровой С.Н. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес". В пользу административного истца взысканы судебные расходы в размере 5 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 27 ноября 2019 года решение Вельского районного суда Архангельской области от 6 сентября 2019 года отменено, принято новое решение об отказе Кочуровой С.Н. в административном иске.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 27 ноября 2019 года Кочурова С.Н. ставит вопрос об отмене судебного постановления, полагая его вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что 28 августа 2017 года между муниципальным образованием "Вельское" и СОНТ "Луговой" заключен договор безвозмездного пользования земельным участком N "данные изъяты", согласно которому в безвозмездное пользование был предоставлен земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" (категория земель - земли населенных пунктов) по адресу: "адрес", разрешенное использование участка: для ведения садоводства, данный договор был зарегистрирован Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
30 октября 2017 года между муниципальным образованием "Вельское" и СОНТ "Луговой" заключен договор безвозмездного пользования земельным участком N "данные изъяты", согласно которому в безвозмездное пользование был предоставлен земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" (категория земель - земли населенных пунктов) по адресу: "адрес", разрешенное использование участка: для ведения садоводства, что подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 30 октября 2017 года.
Между муниципальным образованием "Вельское" и Кочуровой С.Н. заключен договор купли-продажи земельного участка от 28 марта 2018 года, согласно которому административный истец приобрела земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" (категория земель - земли населенных пунктов), разрешенный вид использования участка: для ведения садоводства. Данный договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 9 апреля 2018 года.
14 мая 2019 года Кочурова С.Н. обратилась в администрацию муниципального образования "Вельское" с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на своем земельном участке.
Решением администрации муниципального образования "Вельское" от 17 мая 2019 года Кочурова С.Н. была уведомлена о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в связи с тем, что объект индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям пунктов 2, 4 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Вельское"; отсутствует документация по планировке территории СОНТ "Луговой"; размещение указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта "садовый дом" не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка, установленными в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Вельское" (вид разрешенного использования земельного участка "для ведения садоводства" в зона СХ-1 (зона сельскохозяйственных угодий) отсутствует.
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные Кочуровой С.Н. требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое уведомление незаконно, поскольку административным истцом соблюден порядок получения уведомления, представлены все документы.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда, отменяя решение суда первой инстанции, исходила из того, что его выводы основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В силу абзаца первого пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной, в том числе жилой, зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования на основании абзаца второго пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Собственники могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
С учетом изложенного, вид разрешенного использования выбирается не произвольно, а с учетом правил землепользования и застройки, в которых установлены территориальные зоны и виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в таких зонах.
Материалами дела установлено, что на схеме размещения территории "адрес" земельный участок Кочуровой С.Н. расположен в зоне СХ-1 (территория для размещения садоводства), при этом в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Вельское", утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования "Вельское" третьего созыва от 23 сентября 2014 года N 169 (в редакции, действующей на момент подачи уведомления Кочуровой С.Н.) для зон сельскохозяйственного назначения отсутствует вид разрешенного использования "для садоводства".
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что уведомление от 17 мая 2019 года выдано Кочуровой С.Н. в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере градостроительного и земельного законодательства.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Не установив нарушений закона при принятии административным ответчиком оспариваемого уведомления, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Кочуровой С.Н.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанций, она основаны на неправильном толковании закона и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 27 ноября 2019 года без изменения, кассационную жалобу Кочуровой С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.