Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N 2а-6366/2019) по кассационной жалобе Айтиевой Алтынай на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 декабря 2019 года (N 33а-8040/2019) по административному исковому заявлению Айтиевой Алтынай к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области о признании незаконным уведомления, возложении обязанности произвести действия.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Айтиевой А. Ивановой А.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Айтиева А. обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском к Комитету Государственного строительного надзора государственной экспертизы Ленинградской области, указав, что уведомлением об отказе во включении в реестр пострадавших граждан ей было отказано во включении в реестр в связи с несоответствием подпункту 1 пункта 2 Критериев, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр, в связи с тем, что привлечение денежных средств осуществлялось ЖСК "Румболово-Сити" на основании договоров паевых взносов, а не договором долевого участия, заключенными в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ.
Фактически ею с ЖСК "Румболово-Сити" был заключен договор участия в долевом строительстве, поскольку в сложившихся отношениях предметом договора является привлечение денежных средств для строительства многоквартирного дома. Указанным договором предусмотрены участие ЖСК "Румболово-Сити" в строительстве многоквартирного дома, сдача его в эксплуатацию и передача квартиры в строящемся доме контрагенту, внесшему денежные средства на строительство.
Таким образом, исходя из содержания договора паевого взноса, по смыслу Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменении в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в рамках правоотношений, возникших между сторонами договора, ЖСК "Румболово-Сити" выполняет перед ней обязательства застройщика проблемного объекта.
В связи с этим, полагая отказ административного ответчика во включении в реестр пострадавших граждан незаконным, Айтиева А. просила суд признать незаконным уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан от 18 марта 2019 года за N ГР-742/2019-0-1; обязать Комитет Государственного строительного надзора государственной экспертизы Ленинградской области в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть по существу заявление о включении ее в реестр пострадавших граждан.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 1 августа 2019 года административный иск Айтиевой А. удовлетворен. Признано незаконным уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан от 18 марта 2019 года за N ГР-742/2019-0-1.
На Комитет Государственного строительного надзора государственной экспертизы Ленинградской области возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Айтиевой А. (входящий номер ГР-742/2019 от 26 февраля 2019 года) о включении в Реестр пострадавших граждан.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 декабря 2019 года решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 1 августа 2019 года изменено, исключено указание о возложении на Комитет Государственного строительного надзора государственной экспертизы Ленинградской области обязанности по повторному рассмотрению заявления Айтиевой А.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 декабря 2019 года Айтиева А. ставит вопрос об отмене судебного постановления, полагая его вынесенным с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Судом первой инстанции установлено, что Айтиева А. и ЖСК "Румболово-Сити" 17 декабря 2014 года заключили договор паевого взноса N 17/12/2014, согласно которому ЖСК "Румболово-Сити" участвует в строительстве жилого дома по адресу: "адрес", кадастровый N "данные изъяты", которым предусмотрено получение в собственность после окончания строительства жилого помещения, при этом, ЖСК обязуется исполнить обязательства по передаче объекта в срок до конца 3 квартала 2015 года.
Обязательства по договору Айтиевой А. были исполнены в полном объеме на общую сумму, ЖСК "Румболово-Сити" не исполнены.
26 февраля 2019 года Айтиева А. обратилась в Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан регистрационный номер ГР-742/2019, приложив к нему копии документов: паспорта; договора паевого взноса от 17 декабря 2014 года N 17/12/2014; платежных документов.
Уведомлением об отказе во включении в реестр пострадавших граждан от 18 марта 2019 года за N ГР-742/2019-0-1 Комитет надзора и государственной экспертизы Ленинградской области указал, что по результатам рассмотрения представленного административным истцом заявления о включении в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого предусмотрено частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", принято решение об отказе во включении административного истца в указанный реестр в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр, в связи с несоответствием подпункту 1 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр, так как привлечение денежных средств административного истца для строительства многоквартирного дома осуществлялось ЖСК "Румболово-Сити" на основании договора паевого взноса 17 декабря 2014 года N 17/12/2014, не являющегося договором участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным Законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные Айтиевой А. требования в части, суд исходил из того, что оспариваемое решение Комитета не соответствует закону и нарушает права административного истца, в связи с чем признал незаконным уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан от 18 марта 2019 года за N ГР-742/2019-0-1.
В указанной части решение суда и апелляционное определение, оставившее его без изменения, Айтиевой А. в кассационной жалобе не обжалуются.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, отменяя решение суда первой инстанции в части и фактически отказывая Айтиевой А. в удовлетворении ее требования о возложении на административного ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления, исходила из того, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 7 статьи 23 Федерального закона 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года утратила силу, в связи с чем Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области полномочиями по признанию в соответствии с критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан не обладает.
Кроме того, вышеназванным Федеральным законом N 151-ФЗ для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости вместо ведения "реестра потерпевших граждан" предусмотрено ведение "реестра проблемного жилья", который представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах.
В связи с вступлением в силу изменений, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 15 статьи 1 Федерального закона N 151-ФЗ, Приказом Минстроя России от 22 августа 2019 года N 483/пр, действующим с 27 сентября 2019 года, Приказ Минстроя N 560/пр от 12 августа 2016 года "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра пострадавших граждан" признан утратившим силу.
С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения требования Айтиевой А. о возложении на Комитет Государственного строительного надзора государственной экспертизы Ленинградской области обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть по существу заявление о включении ее в реестр пострадавших граждан, у суда отсутствовали.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанций, они основаны на неправильном толковании закона и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 декабря 2019 года без изменения, кассационную жалобу Айтиевой Алтынай - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.