Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ирышковой Т.В, судей Бушта Л.В, Григорьевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Клестова Владимира Феофановича на решение Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 4 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 октября 2019 г. по делу N 2-846/2019 по иску Клестова Владимира Феофановича к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга о перерасчете размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения Клестова В.Ф. и его представителя по доверенности Герасимовой М.И, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Клестов В.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга (далее также УПФР в Приморском районе Санкт-Петербурга) о перерасчете размера пенсии.
В обоснование иска указал, что с 1 июня 2003 г. он является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Закона N173- ФЗ "О трудовых пенсиях". Истец считает, что при расчёте пенсии ответчик избрал не самый выгодный вариант расчёта.
Просил произвести перерасчет размера пенсии с 15 декабря 2017 г. по настоящее время в соответствии со статьями 14, 30 ФЗ N173 "О трудовых пенсиях", статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Решением Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 4 апреля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 октября 2019 г, отказано в удовлетворении иска Клестова В.Ф.
В кассационной жалобе Клестов В.Ф. просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 1 июня 2003 г. истец является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Закона N173-Ф3 "О трудовых пенсиях".
15 декабря 2017 г. Клестов В.Ф. обратился в УПФР в Приморском районе Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил предоставить ему расчет размера пенсии.
Письмом от 15 января 2018 г. N02/237 УПФР в Приморском районе Санкт- Петербурга истцу сообщено, что размер его пенсии определен верно по наиболее выгодному варианту и выплачивается в соответствии с нормами действующего законодательства.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь нормами Федерального закона от17 декабря 2001 г. N173 -ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска Клестова В.Ф.
С выводом суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов об отказе в удовлетворении иска Клестова В.Ф.
С доводами жалобы заявителя согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении положений пенсионного законодательства применительно к установленным обстоятельствам по делу.
На территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно статье 33 Закона N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
На основании части 1 статьи 15 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле - ИПК * СПК, где:
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно части 10 статьи 15 Закона N 400-ФЗ периоды трудовой деятельности, имеющие место до 1 января 2015 г. исчисляются в соответствии с нормами Федерального Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется по формуле - ИПКс = П / 64, 10, где:
ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г.;
П - размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 г.;
64, 10 - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона N 173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.
Это означает, что стаж и средний заработок учитывается только до 1 января 2002 г.
После 1 января 2002 г. размер пенсии исчисляется с учетом страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Размер страховой части трудовой пенсии определяется в соответствии со статьей 14 и статьей 30 Закона N 173-ФЗ по следующей формуле:
СЧ = ПК / Т, где:
ПК - расчетный пенсионный капитал;
Т - ожидаемый период выплаты пенсии;
ПК = (РП - 450 рублей) х Т, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
450 - размер базовой части трудовой пенсии по старости на 01.01.2002.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц на 1 января 2002 г. для конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке.
На основании пункта 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ стажевый коэффициент для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет до 1 января 2002 г, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20.
Среднемесячный заработок застрахованного лица в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона N173-Ф3 учитывается за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате от 1, 5 до 1, 8, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ ЗП) учитывается не свыше 1, 7.
Расчетный размер пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ определяется по формуле:
РП = (СК х ЗР / ЗП х СЗП), где: СК - стажевый коэффициент;
ЗР / ЗП - отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации от 11.10.2001 N720 (1671, 00 руб.).
При расчёте пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона N173-Ф3 периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях учитываются в полуторном размере, при этом конвертация пенсионных прав производится по нормам ранее действующего законодательства (по правилам, аналогичным исчислению пенсий по статьям 16-19, 84, 86 Закона РФ от 20.11.1990 N340-1).
Расчётный размер трудовой пенсии в данном случае при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин на 01.01.2002 не может превышать сумму равную 555, 96 руб. За каждый полный год, превышающий 25 лет общего трудового стажа для мужчин, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Согласно пункта 1 статьи 30.1 Закона N173-Ф3 величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона N173-Ф3, подлежит валоризации (повышению) с 01.01.2010. Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала и, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Закона N 173-ФЗ за весь период, начиная с 1 января 2002 года, производится индексация расчетного пенсионного капитала, в соответствии с коэффициентами, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату, исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно нормам статьи 16 Закона N 400-ФЗ к страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (РКС) и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 50%.
Согласно части 9 статьи 17 Закона N 400-ФЗ лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
В соответствии с частью 10 статьи 17 Закона N 400-ФЗ при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается без учета районного коэффициента.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", с 1 января 2019 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной Законом N400-ФЗ, устанавливается в сумме, равной 5334, 19 руб, стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается в размере, равном 87, 24 руб.
При расчете пенсии по старости Клестова В.Ф. учтены страховые взносы, перечисленные работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 01.01.2002 по 01.06.2003 в сумме 52177, 97 руб.
Ежемесячное увеличение пенсии составило 52177, 97 руб./150 = 347, 85 руб, где 150 - ожидаемый период выплаты пенсии в 2003 году.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 173-ФЗ по заявлениям Клестова В.Ф. произведены перерасчеты размера страховой части трудовой пенсии:
с 01.09.2005 с учетом страховых взносов в сумме 56061, 96 руб. Ежемесячное увеличение пенсии составило 56061, 96 руб. / 138 = 406, 25 руб, где 138 - ожидаемый период выплаты пенсии в 2005 году;
с 01.11.2006 с учетом страховых взносов в сумме 60321, 60 руб. Ежемесячное увеличение пенсии составило 60321, 60 руб. / 132 = 456, 98 руб, где 132 - ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 году;
с 01.02.2008 с учетом страховых взносов в сумме 113600, 00 руб. Ежемесячное увеличение пенсии составило 113600, 00 руб. / 132 = 860, 61 руб, где 132 - ожидаемый период выплаты пенсии в 2008 году;
с 01.03.2009 с учетом страховых взносов в сумме 56800, 00 руб. Ежемесячное увеличение пенсии составило 56800, 00 руб. / 126 = 450, 79 руб, где 126 - ожидаемый период выплаты пенсии в 2009 году;
с 01.07.2010 с учетом страховых взносов в сумме 139800, 00 руб. Ежемесячное увеличение пенсии составило 139800, 00 руб. / 132 =. 1059, 09 руб, где 132 -ожидаемый период выплаты пенсии в 2010 году.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона N400-ФЗ в автоматизированном режиме Клестову В.Ф. произведен перерасчет страховой пенсии по старости с 01.08.2018, с учетом индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), за счет страховых взносов, поступивших за 2017 год - 0, 457.
Для расчета пенсии Клестова В.Ф. в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ учтено:
трудовой стаж работы в календарном исчислении до 1 января 2002 - 26 лет 06 месяцев 29 дней, стажевый коэффициент -56%, отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за 2000-2001 годы - 18, 849 (максимальное значение - 1, 7);
стаж для валоризации до 1991 года - 15 лет 06 месяцев 29 дней. Процент валоризации составляет 15 % (за стаж до 1991 года) + 10 % (за стаж до 2002 года) = 25 %;
Расчет пенсии:
страховая часть трудовой пенсии без учета фиксированного базового размера и суммы валоризации (0, 56*1, 7*1671) = 1590, 79 руб. - расчетный размер пенсии Клестова В.Ф. в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
- 450 = 1140, 79 * 150 = 171118, 50 * 1, 30701/150 + 347, 85 руб. * 1, 08 * 1, 09 * 1, 0628 * 1, 06 * 1, 048 + 406, 25 руб. * 1, 063 * 1, 062 + 456, 98 руб. * 1, 092 + 860, 61 руб. * 1, 12 * 1, 075 * 1, 08 + 450, 79 руб. * 1, 175 * 1, 075 * 1, 063 + 1059, 09 руб. * 1, 088 * 1, 07 * 1, 0341 * 1, 066 * 1, 033 * 1, 065 * 1, 017 = 14951, 97 руб, где
171118, 50 - расчетный пенсионный капитал в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ;
1, 30701 - суммарный коэффициент индексации расчетного
пенсионного капитала с 01.01.2002 по 01.06.2003.
1, 08; 1, 09; 1, 0628; 1, 06; 1, 048; 1, 063; 1, 062; 1, 092; 1, 12; 1, 075; 1, 08; 1, 175; 1, 075; 1, 063; 1, 088; 1, 07; 1, 0341; 1, 066; 1, 033; 1, 065; 1, 017 - коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии с 01.06.2003 по 31.12.2014.
Сумма валоризации - 171118, 50 * 25% * 5, 6138/ 150= 1601, 04 руб, где 5, 6138 - суммарный коэффициент индексации страховой пенсии с 01.01.2002 по 31.12.2014.
Расчет ИПК: (14951, 97 руб. + 1601, 04 руб.) / 64, 10 = 258, 237 + 0, 457 = 258, 694.
На 01.09.2019 размер страховой пенсии по старости Клестова В.Ф, определенный в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, составляет:
258, 694 * 87, 24 + 8001, 29 руб. = 30569, 75 руб, где 8001, 29 - фиксированная выплата с учетом стажа в РКС более 15 лет (5334, 19 руб. +5334, 19 руб. * 50%).
Для расчета пенсии Клестова В.Ф. в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, с учетом периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учтенных в полуторном размере, трудовой стаж до 01.01.2002 составляет - 39 лет 10 месяцев 15 дней.
Таким образом, повышение составит 14%, за 14 лет превышающие 25 лет требуемого трудового стажа для мужчин до 01.01.2002.
Расчетный пенсионный капитал в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ составляет: 555, 96 руб. + 555, 96 * 14% + 100, 00 = 733, 79 руб, где 100, 00 - компенсационная выплата;
733, 79 руб. - расчетный размер пенсии Клестова В.Ф. в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
733, 79-450 = 283, 79 * 1, 7 * 150 = 72366, 45 руб, где 1, 7 - районный коэффициент;
72366, 45 - расчетный пенсионный капитал в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
Стаж для валоризации до 1991 года в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ составляет 23 года 4 месяца 15 дней. Процент валоризации составляет 23 % (за стаж до 1991 года) + 10 % (за стаж до 2002 года) = 33 %.
Расчет пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N173-Ф3:
72336, 45 * 1, 30701/150 + 347, 85 руб. * 1, 08 * 1, 09 * 1, 0628 * 1, 06 * 1, 048 + 406, 25 руб. * 1, 063 * 1, 062 + 456, 98 руб. * 1, 092 + 860, 61 руб. * 1, 12 * 1, 075 *
1, 08 + 450, 79 руб.* 1, 175 * 1, 075 * 1, 063 + 1059, 09 руб. * 1, 088 * 1, 07 * 1, 0341 * 1, 066 * 1, 033 * 1, 065 * 1, 017= 11256, 10 руб, где
Сумма валоризации - 72366, 45 * 33% * 5, 6138 / 150 = 893, 75 руб.
Расчет ИПК: (11256, 10 руб. + 893, 75 руб.) / 64, 10 = 189, 545 + 0, 457 = 190, 002.
На 01.09.2019 размер страховой пенсии по старости Клестова В.Ф, определенный в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, составляет:
190, 002 * 87, 24 + 8001, 29 руб. = 24577, 06 руб, где 8001, 29 - фиксированная выплата с учетом стажа в РКС более 15 лет (5334, 19 руб. +5334, 19 руб. * 50%).
При сопоставлении судом апелляционной инстанции возможных вариантов расчета пенсии истца установлено, что расчет пенсии истца в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ, с учетом исчисления стажа в календарном порядке, является для него более выгодным.
Доводы жалобы заявителя о неправильном определении ответчиком при исчислении размера его пенсии стажевого коэффициента (СК) и соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) основаны на неправильном применении положений пункта 30 статьи 30 Закона N173 ФЗ.
Стажевый коэффициент при расчете пенсии истца определен 56% исходя из его трудового стажа до 1 января 2002 г. в календарном исчислении -26 лет 6 месяцев 29 дней (0, 55 +0, 01), что соответствует приведенным выше положениям пункта 30 статьи 30 Закона N173 ФЗ, исходя из чего указанный истцом расчет стажевого коэффициента -0, 66 является ошибочным.
Утверждение истца о необходимости применения при расчете пенсии соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размере 1, 9 безосновательно, в данном случае отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за 2000-2001 годы - 18, 849 (максимальное значение - 1, 7) в силу пункта 30 статьи 30 Закона N173 ФЗ.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с установленными судом апелляционной инстанции обстоятельствами, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступившего в силу и правильного по существу судебного постановления, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 4 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Клестова Владимира Феофановича- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.