Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Бакулина А.А, судей: Рогачевой В.В. и Кротовой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Лужикова Евгения Михайловича на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 20 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 28 октября 2019 года по делу N2-580/2019 по иску Лужикова Евгения Михайловича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонному) об обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 20 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 28 октября 2019 года, на ГУ - УПФ Российской Федерации в Усть - Вымском районе Республики Коми (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж Лужикова Е.М. для назначении досрочной пенсии курсы повышения квалификации с 31.01.2004 по 31.03.2004 (02 месяца 19 дней). В удовлетворении иска в остальной части Лужикову Е.М. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 10 января 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 05 февраля 2020 года, истец Лужиков Е.М. просит об отмене решения Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 20 августа 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 28 октября 2019 года с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. В обоснование своей жалобы истец указал, что государственной противопожарной службой считается как федеральная противопожарная служба, так и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении его требований по причине прохождения им соответствующей службы в субъекте Российской Федерации у судов не имелось.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Лужикова Е.М. и представителя ответчика ГУ - УПФ Российской Федерации в Усть - Вымском районе Республики Коми (межрайонного), надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.04.2019 Лужиков Е.М. обратился в ГУ - УПФ Российской Федерации в Усть - Вымском районе Республики Коми (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ Российской Федерации в Усть - Вымском районе Республики Коми (межрайонного) N 175191/19 от 13.05.2019 в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в Государственной противопожарной службе МЧС России 25 лет (установлен стаж 14 лет 09 месяцев 21 день).
Указанным решением из стажа работы истца в Государственной противопожарной службе, не относящейся к системе МЧС России, исключены: курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дней); учебные отпуска: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 25 дней); период работы в Управлении по делам ГО и ЧС РК в МО "Удорский район" КГО и ЧС РК с подчинением 171, 172, 173 - пожарных частей: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 08 дней); периоды работы в ГУ Республики Коми "Управление ПС и ГЗ": с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 месяцев 28 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 2 месяца 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 месяца 18 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 4 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев 10 дней).
Разрешая спор, удовлетворяя заявленные истцом требования о включении в его специальный страховой стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 19 дней) и отказывая в удовлетворении иска в остальной части, суды исходили из того, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством в страховой стаж для назначения пенсии по п. 18 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" подлежит включению работа на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, тогда как истец в спорные периоды выполнял работу в учреждениях противопожарной службы Республики Коми.
В связи с невключением в специальный стаж истца спорных периодов в удовлетворении его требования о назначении досрочной страховой пенсии отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа работы.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными. Они основаны на положениях п.18 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", ФЗ от 21.12.1994 N60-ФЗ "О пожарной безопасности" и постановления Правительства РФ от 18.06.2002 N437.
Так, в соответствии п.18 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения содержались в п.18 ч.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии с ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение страховой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению истца, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям судов общей юрисдикции.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 05.02.2009 по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном понимании истцом соответствующих положений закона и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 20 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 28 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лужикова Евгения Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.