Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Ирышковой Т.В, Фуганова Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ижемского районного суда Республики Коми от 30 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 04 июля 2019 года по гражданскому делу N2-129/2019 по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Усть-Цилемская центральная районная больница" о признании факта дискриминации по снижению оклада с 2014 года и снятию доплаты за интенсивность с 01 октября 2018 года, о признании факта необеспечения зависимости заработной платы от количества и качества затраченного труда и сложности выполняемой работы, о компенсации морального вреда, Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГБУЗ РК "Усть-Цилемская центральная районная больница", с учетом измененных требований, просила признать факт дискриминации по снижению оклада с 2014 года и снятию доплаты за интенсивность с 01.10.2018 года; признать факт необеспечения зависимости заработной платы от количества и качества затраченного труда и сложности выполняемой работы; компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты"
В обосновании требований истица указала, что 23 декабря 2002 года она состоит в трудовых отношениях с ответчиком. Истец полагает, что её должность должна именоваться как "Руководитель службы по охране труда", соответственно должен быть более высокий оклад по должности; полагает, что имеет факт дискриминации по снижению её оклада с 2014 года и снятию надбавки за интенсивность с 01 октября 2018 года; просит признать факт не обеспечения зависимости заработной платы от количества и качества затраченного труда и сложности выполняемой работы; просит компенсировать моральный вред в размере "данные изъяты"
Решением Ижемского районного суда Республики Коми от 30 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 04 июля 2019 года, ФИО1 отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене судебных постановлений. В обоснование жалобы истец ссылается на несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении иска суды первой и апелляционной инстанций исходили из того обстоятельства, что доводы, приведённые истцом в исковом заявление, апелляционной жалобе, а также, в пояснениях в судебных заседаниях, не нашли должного подтверждения, ухудшения условий труда истицы и понуждения выполнять работу более чем за 3, 25 сотрудников, не установлено. Факт дискриминации истицы также не нашел своего подтверждения. Учитывая, что нарушений трудовых прав истицы не установлено, то суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.12.2002 года на основании приказа N ФИО1 принята на работу в МУ "Усть-Цилемская центральная районная больница" на должность инженера по охране труда по 11 разряду ЕТС, установлен оклад по тарифной сетки в размере "данные изъяты"
01.12.2008 года на основании постановления Главы администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" от 22.09.2008 г. N в МУ "Усть-Цилемская ЦРБ" введена окладная система труда.
На основании приказа по МУ "Усть-Цилемская ЦРБ" от 20.11.2008 года N по результатам аттестационной комиссии от 20.11.2008 года ФИО1 инженеру по охране труда и технике безопасности присвоено должностное наименование "ведущий" и установлен должностной оклад с 01.12.2008 года в размере "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ учреждение перешло в разряд государственных, переименовано в ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ", система оплаты труда регулируется согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 11.09.2008 года N234 "О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми".
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 24.04.2014 года N160 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 11.09.2008 года N234 "О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 года N559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" в штатное расписание ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ" приказом по ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ" с 07.07.2014 года внесены изменения: должность "специалист по охране труда" переименовывается в должность "специалист по охране труда 1 категории". Должностной оклад изменен и составил "данные изъяты"
07.05.2014 года ФИО1 уведомлена об изменении обязательных условий труда.
08.07.2014 года между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение по изменению наименования должности, изменения оклада, установлением надбавки за интенсивность.
01.10.208 года изменилась система оплаты труда в ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ" на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Коми от 30.06.2018 года N6/274 и Положения об оплате труда работников ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ" от 23.07.2018 года.
31.07.2018 года с ФИО1 заключено дополнительное соглашение в части оплаты труда, согласно которому должностной оклад составил "данные изъяты", сверхурочная работа - в двойном размере; надбавка за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается в соответствии с Положениями об оплате труда на основании приказа главного врача.
10.01.2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением об установлении оклада, в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист по охране труда" по 7 квалификационному уровню, а не по 3, также о доплате в размере 50 % за интенсивность согласно критериям-выполнение большого объема с минимальными количеством ресурсов.
31.01.2019 года заявление истца оставлено без удовлетворения. В части требований об установлении надбавки за интенсивность работодатель указал, что квалификация истца не соответствует требованиям, предъявляемым профессиональным стандартам, а низкое качество работы подтверждается результатами внешних и внутренних проверок.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены названным кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства (часть 3 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Материалами дела подтверждено, что изменения размеров оклада истца, начиная с 2014 года, связано с изменениями системы оплаты труда и изменения наименования должности. При этом размер оклада ФИО1 не уменьшался, а увеличивался. Со всеми изменениями в части оплаты труда истец ознакомлена, и согласилась, что подтверждается подписанием дополнительных соглашений к трудовому договору.
При изменении оплаты труда изменился порядок и условия выплаты надбавок за интенсивность, которая в силу Положения об оплате труда работников ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ", утвержденного 23.07.2018 года, и согласованного с профсоюзной организацией, устанавливается приказом руководителя с учетом прописанных критериев на основании ходатайств руководителя структурных подразделений.
Доводы ФИО1 о снятии доплаты за интенсивность, в связи с дискриминацией, не нашли своего подтверждения, поэтому суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что ущемления прав истца в сфере трудовых отношений со стороны работодателя не имеется, доказательств обратного, истец не предоставил.
В отношении требований истца о признании необеспечения зависимости заработной платы от количества и качества затрачиваемого труда, а также сложности выполняемой работы, отмечено следующее.
Согласно дополнительному соглашению от 31.07.2018 года к трудовому договору наряду с окладом в размере 8500 рублей установлена надбавка за работу в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельских местностях, в размере 25%, а также выплаты компенсационного характера, а именно: доплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в размере 8%, доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в двойном размере, сверхурочная работа в двойном размере (по желанию работника может компенсироваться предоставлением времени отдыха), и выплаты стимулирующего характера: надбавка за стаж работы-30%, надбавка за интенсивность и высокие результаты работы и премиальные выплаты по итогам года-в соответствии с Положением об оплате труда на основании приказа главного врача.
В соответствии с Положением об оплате труда работников ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ" надбавка за качество выполняемых работ выплачивается: за квалификационную категорию, которой истец не обладает; ежемесячные денежные выплаты за оказание дополнительной медицинской помощи, которую истец не оказывает; ежемесячная денежная выплата врачам-специалистам, специалистам с высшим профессиональным образованием, специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара 9истец не оказывает);надбавка работниками имеющим почетные звания (отсутствуют у истца); доплата молодым специалистам (истец не относится).
Работникам Учреждения устанавливаются надбавки за интенсивность и высокие результаты работы в размере до 200% должностного оклада, ставки заработной платы. Критериями для установления надбавки за интенсивность и высокие результаты работы являются: выполнение большого объема работы с минимальным количеством ресурсов (временных, материальных и других)-до 50% должностного оклада; разработка методических рекомендаций, локальных актов, участие в проведении тематических учеб, мед.советов и т.д. (подготовка лекций, выступлений), подготовка печатных материалов для публикации - 50% должностного оклада; соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, инфекционной безопасности, требований по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности-до 50% должностного оклада; качественная подготовка и своевременная сдача отчетности-50% должностного оклада.
Как ранее указано, данная надбавка устанавливается на основании ходатайства руководителя, и может быть назначена и истцу при выполнении указанных критериев.
Поскольку выполняемая истицей работа не отвечала указанным критериям, руководитель ФИО1 надбавок ей не устанавливал, и об их назначении не ходатайствовал, то оснований для удовлетворения данной части исковых требований не имеется.
Доводы истца, что в учреждении для выполнения обязанностей в сфере охраны труда требуется более трех сотрудников, а работу выполняет только ФИО1, не нашли своего подтверждения, в связи с чем правомерно оставлены без удовлетворения.
В соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Согласно ч. 2 ст. 217 ТК РФ работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
Согласно указанным рекомендациям, утвержденным Постановлением Минтруда и соцразвития РФ N 14 от 8 февраля 2000 года, структуру службы и численность работников службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников охраны труда в организациях. В организации с численностью более 100 работников создается служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Как установлено судами в ГБУЗ РУ "Усть-Цилемская ЦРБ" существует и ранее существовала только одна должность по охране труда, службы не создавалось и должность руководителя не вводилось. Представленный расчет ФИО1 о необходимой численности службы охраны труда в ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ", не основан на нормах действующего законодательства.
Заработная плата ФИО1 установлена в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда, и в отсутствии доказательств о дискриминации в отношении истца в сфере труда, исковые требования о признании необеспечения зависимости заработной платы от количества и качества затраченного труда не нашли своего подтверждения.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ФИО1 изложенную в апелляционной инстанции.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 397.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-391.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ижемского районного суда Республики Коми от 30 апреля 2019 года и апелляционное определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 04 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.