Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулин А.А., рассмотрев в порядке предусмотренном, частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждении "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение мирового судьи судебного участка N 1 г. Сортавала Республики Карелия от 21 марта 2019 года, апелляционное определение Сортавальского городского суда от 11 июня 2019 года по делу N2-191/2019 по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к Дьякову М. Б. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, установил:
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Дьякову М.Б, указав, что на основании договора управления жилым фондом от 02.10.2017 по адресу: "адрес", обеспечивается содержание, ремонт и эксплуатация имущества жилого дома, предоставляются коммунальные услуги в виде холодного водоснабжения, теплоснабжения, а также электроэнергия. Истец указывает о том, что ответчик проживает по адресу: "адрес", что подтверждается актом фактического проживания. За период с ноября 2017 года по сентябрь 2018 года ответчику начислена палата за содержание жилья и коммунальные услуги в сумме 39 523 руб. 24 коп, в том числе: содержание жилья - 4 782 руб. 25 коп, холодное водоснабжение - 962 руб. 69 коп, теплоснабжение - 30 233 руб. 50 коп, электроэнергия - 3 544 руб. 80 коп. ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ссыпаясь на Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Приказ начальника филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации N 27 от 05.02.2018, Приказ N 42 от 28.08.2012 Государственного комитета Республики Карелия по ЖКХ и энергетике, Постановление Государственного комитета РК по ценам и тарифам от 21.07.2017 N 31 и от 11.07.2017 N 41, а также на ст. 153 ЖК РФ, ст. 309 ГК РФ, просило суд взыскать с ответчика задолженность за жилищно-коммунальные услуги в сумме 39 253 руб. 24 коп.
Решением мирового судьи судебного участка N1 г. Сортавала Республики Карелия от 21.03.2019 года иск ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период с ноября 2017 года по сентябрь 2018 года по холодному водоснабжению в сумме 962 руб. 69 коп, теплоснабжению - 15 116 руб. 90 коп, электроснабжению - 3 544 руб. 80 коп, всего - 19 624 руб. 39 коп. С Дьякова М.Б. в бюджет Сортавальского муниципального района взыскана государственная пошлина в сумме 784 руб. 98 коп.
Апелляционным определением Сортавальского городского суда от 11 июня 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации просит об изменении состоявшихся по делу судебных постановлений в части отказа в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения не нахожу.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что единоличным решением собственника помещений в домах со 100% долей собственности Министерства обороны Российской Федерации от 01.09.2017 управляющей организацией объектов жилищного фонда выбрано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России.
Между Министерством обороны РФ и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны России, имеющим лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и созданным в соответствии с Приказом Министерства обороны N 155 от 02.03.2017, заключен договор управления жилищным фондом от 02.10.2017. Согласно п. 3 данного Приказа, основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
Согласно приложению N1 к Единоличному решению собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Министерства обороны РФ от 01.09.2017, в перечень объектов жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, включен "адрес"
На основании ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 3 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Установлено, что на о. "адрес" "адрес" имеются два жилых дома, где проживают военнослужащие по контракту. Поступивший на службу по контракту военнослужащий Дьяков М.Б. был обеспечен служебным жильем по месту службы на о. Валаам и фактически проживает по адресу: "адрес"
В соответствии с ч.1 ст. 154 ЖК РФ, в структуру платежей за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя помещения в многоквартирном доме входит: плата за пользование жилым помещением (плата за найм), плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плата за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Обязанность граждан своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги закреплена ст. 153 ЖК РФ. Частью 2 указанной статьи определено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Частью 1 статьи 155 ЖК РФ установлена обязанность для граждан вносить плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим.
Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. При этом, ч.15 статьи 155 Жилищного кодекса предусмотрено, что управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят наймодателю этого жилого помещения. (ч.3 ст.155 Жилищного кодекса РФ).
Частью 1 ст. 100 ЖК РФ установлено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме (ч.7 ст. 100 ЖК РФ).
В силу ч.3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Мировым судьей верно определены обстоятельства дела, подтверждающие факт вселения Дьякова М.Б. в служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", и фактическое проживание ответчика по указанному адресу, а также то обстоятельство, что между сторонами сложились отношения по пользованию спорным жилым помещением.
Согласно официальной информации, содержащейся на сайте "Реформа ЖКХ" "адрес" является одноэтажным жилым домом 1966 года постройки, в 2015 - 2016 годах управляющей организацией на содержание и техническое обслуживание дома были затрачены денежные средства всего в сумме 11342 руб, других сведений о расходах на содержание и обслуживание жилья на сайте не имеется. Информация об оказании услуг по водоснабжению и электроснабжению на сайте имеется, претензий по качеству данных услуг ответчик не заявлял.
Из представленного акта общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного "адрес" от 01.10.2018 следует, что дом щитовой, 4-х квартирный, дата последнего текущего ремонта и капитального ремонта не обозначена. По результатам осмотра определена необходимость выполнить текущий ремонт фундамента, инженерных сетей холодного водоснабжения, отопления и электроснабжения, а также необходим текущий ремонт стен, крылец, капитальный ремонт отмостки и крыши.
Из обращений военнослужащих, в том числе ответчика, в адрес Военной прокуратуры Петрозаводского гарнизона, а также в адрес начальника ЖЭКУО N 13, следует, что услуги по содержанию жилья в исковой период не оказывались. По результатам проведенной Военной прокуратурой Петрозаводского гарнизона проверки исполнения должностными лицами ЖКС N13 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны по Западному военному округу в сфере жилищно-коммунального хозяйства вынесено представление об устранении нарушений закона. Как следует из указанного представления, надзорными мероприятиями установлено, что должностными лицами ЖКС N 13 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны по Западному военному округу в нарушение норм Жилищного Кодекса РФ, Постановления Правительства N 491 от 13.08.2016 в "адрес" не оказываются услуги, в том числе по надлежащему содержанию крыш многоквартирных домов и содержания земельного участка на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, в холодный период года. В представлении предложено принять меры к устранению выявленных нарушений, произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения, обеспечить оказание услуг и работ, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 290 от 03.04.2013. Ответ по представлению в адрес Военной прокуратуры не поступил, из пояснений представителя истца следует, что перерасчет платы жителям не производился.
В соответствии с ч. 10 ст. 156, ч. 4 ст. 157 ЖК РФ, при предоставлении услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонта жилого помещения в случае оказания услуг и выполнении работ по управлению, содержания и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" определены требования к содержанию и ремонту общего имущества, а также процедура снижения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.
Судом первой инстанции верно установлено, что состояние дома является неудовлетворительным, тепло в дом поставляется, однако в квартирах холодно, при этом актов о температурном режиме помещений не представлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции обосновано согласился с выводами об отсутствии основания для взыскания начисленной платы по содержанию жилья и наличии оснований для снижения на 50 % начисленной платы за теплоснабжение.
Приведенные в кассационной жалобе представителя ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации доводы повторяют правовую позицию истца при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В силу ст. ст. 67, 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 г. Сортавала Республики Карелия от 21 марта 2019 года, апелляционное определение Сортавальского городского суда от 11 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждении "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Судья А.А. Бакулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.