Дело N88-2070/2020
Санкт-Петербург |
04 февраля 2020 года |
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовикова И.Г, рассмотрев кассационную жалобу ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка N 38 города Пскова от 20 июня 2019 г, апелляционное определение Псковского городского суда Псковской области 23 сентября 2019 года по иску ФИО1 к ГУ Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Псковской области о взыскании денежных средств, установил:
ФИО1 обратился к мировому судье с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ГУ Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Псковской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение путевки на санаторно-курортное лечение в размере "данные изъяты"
В обоснование требований указал, что с ноября 2017 г. по декабрь 2018 г. являлся инвалидом 3 группы. В соответствии с программой реабилитации инвалида ему рекомендовано прохождение санаторно-курортного лечения. Однако путевка Фондом социального страхования в 2017-2018 гг. ему не предоставлена. В связи с ухудшением состояния здоровья он был вынужден приобрести путевку за счет собственных средств, в связи с чем просил взыскать понесенные затраты.
Решением мирового судьи судебного участка N 38 города Пскова, оставленным без изменения апелляционным определением Псковского городского суда Псковской области от 23 сентября 2019года, ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель ФИО1 ставит вопрос об отмене постановленных решений.
Дело в соответствии с ч.10 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленных судебных актов.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела не свидетельствуют о нарушениях, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений.
Как следует из материалов дела, 13.11.2017 истцу присвоен статус инвалида 3 группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида ФИО1, в период с 13.11.2017 по 01.12.2018 он нуждался в санаторно-курортном лечении, в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имел в указанный период право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.
Воспользовавшись данным правом, 12.12.2017 истец обратился в ГУ ПРО ФСС РФ с заявлением и документами на предоставление путевки. Заявление истца зарегистрировано ГУ Псковским региональным отделением ФСС РФ за N3814, исходя из даты его подачи. В период с 13.11.2017 по 01.12.2018 путевка истцу не была предоставлена в связи с недостаточным финансированием.
23.11.2018 по результатам медицинского освидетельствования инвалидность ФИО1 не установлена.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусматривает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
То обстоятельство, что истец не был обеспечен путевкой на санаторно- курортное лечение в течение 2017 - 2018 г.г, не влечет ограничения никем не умаляемого права истца на санаторно-курортное лечение, вышеуказанное не обуславливает отказ в таком лечении, финансирование расходов на которое является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на соответствующий год.
При этом право на получение путевки на санаторно-курортное лечение не может быть реализовано вне зависимости от такого же права иных лиц, состоящих в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Постанавливая решение, суд первой инстанции принял во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу. Следовательно, путевка на санаторно- курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Разрешая спор по существу, мировой судья правильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ и пришел к обоснованному выводу, что не представление в течение календарного года ответчиком истцу путевки на санаторно- курортное лечение при наличии очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение не следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно- курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Вывод суда соответствует обстоятельствам дела и согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2014 года N 686-0, в силу которой установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно- курортное лечение, не исключается, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Вместе с тем, поскольку в 2018 г. при очередном переосвидетельствовании истец утратил статус инвалида, он утратил и право на получение набора социальных услуг.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанции следует признать верными и обоснованными, оснований для удовлетворения требования заявителя, не установлено.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд правильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ и пришел к обоснованному выводу, что не представление в течение календарного года ответчиком истцу путевки на санаторно-курортное лечение при наличии очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение не следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Постанавливая решение, суд принял во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу. Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Поскольку права истца как гражданина - получателя социальной услуги в виде санаторно-курортной путевки не нарушены, отсутствуют основания для защиты его права в виде обязания ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, оснований считать их неправильными не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование закона, оспаривание выводов суда и переоценку собранных по делу доказательств, содержат собственную оценку указанных обстоятельств, в связи с чем повлечь отмену обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не могут.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390-391.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 38 города Пскова от 20 июня 2019 г, апелляционное определение Псковский городской суд Псковской области 23 сентября 2019 года оставить без изменения кассационную жалобу без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.