Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сенина С.И. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Правительству Ставропольского края о признании незаконным решения комиссии, о признании права на пенсию за выслугу лет
по кассационной жалобе Сениной С.И. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 25 апреля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 августа 2019 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения Сениной С.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения ФИО4, действующей в интересах Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и в интересах Правительства Ставропольского края, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия
установила:
Сенина С.И. обратилась в суд с иском Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Правительству Ставропольского края о признании незаконным решения комиссии, о признании права на пенсию за выслугу лет.
С учетом уточненных в порядке статьи 39 ГПК РФ требований просила суд признать незаконными решения комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с установлением и выплатой ежемесячной доплаты к страховой пенсии, назначением и выплатой пенсии за выслугу лет отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Ставропольского края, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 27 апреля 2000 года N66-П "О комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с установлением и выплатой ежемесячной доплаты к страховой пенсии, назначением и выплатой пенсии за выслугу лет отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Ставропольского края", действующей при Министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, об отказе во включении в стаж муниципальной службы следующих периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности учителя математики, информатики и вычислительной техники средней общеобразовательной школы N3 город Зеленокумск и руководителя районного методического объединения учителей информатики; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-в должности старшего бухгалтера Управления труда и социальной защиты населения администрации Советского муниципального района.
Просила признать за ней право на пенсию за выслугу лет, обязав комиссию включить ей в стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет следующие периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-в должности учителя математики, информатики и вычислительной техники средней общеобразовательной школы N 3 город Зеленокумск и руководителя районного методического объединения учителей информатики; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности старшего бухгалтера Управления труда и социальной защиты населения администрации Советского муниципального района.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 25 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Сенина С.И. просит отменить решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 25 апреля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 августа 2019 года, ссылаясь на их незаконность.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные постановления по разрешенному спору надлежащим образом мотивированы и содержат оценку всех значимых обстоятельств дела, приводившихся сторонами с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктами "ж", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственные гарантии в области пенсионного обеспечения за счёт средств бюджета Ставропольского края лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Ставропольском крае, предоставляются в соответствии со статьей 10 Закона Ставропольского края "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае" от 24 декабря 2007 года N78-кз.
Порядок и условия указанных гарантий регулируются Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, муниципальным служащим муниципальной службы в Ставропольском крае, утверждённым постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2010 года N155-п.
Согласно подпунктов 2 пункта 1 Положения право на пенсию за выслугу лет, назначаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы в Ставропольском крае, предусмотренные Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Ставропольском крае, установленным Законом Ставропольского края от 29 июля 1999 года 23-кз "О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Ставропольском крае", и лица, замещавшие должности муниципальной службы в Ставропольском крае, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Ставропольском крае, установленным Законом Ставропольского края от 18 декабря 2007 года N65-кз "О Реестре должностей муниципальной службы в Ставропольском крае", имеющие стаж муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно Приложению 5 к Закону, и уволенные с муниципальной службы по следующим основаниям: ликвидация органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, избирательных комиссий; сокращение штата муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, их аппаратах, а также в аппаратах избирательных комиссий; по собственному желанию в связи с выходом на страховую пенсию по старости или инвалидности; достижение предельного возраста, установленного Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должности муниципальной службы.
Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Ставропольском крае, назначается при соблюдении указанных условий.
Требуемый минимальный стаж для лиц, претендующих на пенсию за выслугу лет, с 01 января 2017 года увеличивается за каждый год на 6 месяцев до выработки 20-летнего стажа. Требуемый стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, определяется в зависимости от даты. Для лиц, обратившихся за назначением пенсии за выслугу лет в 2018 году, минимальный стаж составлял 16 лет, в 2019 году - 16 лет и 6 месяцев, в 2020 году - 17 лет, в 2026 и в последующие годы 20 лет.
В соответствии с пунктом 13 Положения при исчислении стажа муниципальной службы, дающего право на пенсию за выслугу лет, учитываются периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных должностей федеральной государственной службы, государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации, должностей федеральной государственной гражданской службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы субъектов Российской Федерации, а также периоды работы в органах государственной власти и управления РСФСР и СССР и иные периоды службы (работы) согласно Приложению 1 к Положению.
В пункте 15 Приложения 1 к Положению при исчислении стажа муниципальной службы включаются (засчитываются) отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы в Ставропольском крае, для выполнения обязанностей по замещаемой ими должности (периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет), - на основании решения комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с установлением и выплатой ежемесячной доплаты к страховой пенсии, назначением и выплатой пенсии за выслугу лет отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Ставропольского края, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 27 апреля 2000 года N66-п "О комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с установлением и выплатой ежемесячной доплаты к страховой пенсии, назначением и выплатой пенсии за выслугу лет отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Ставропольского края".
Из материалов дела следует, что Сенина С.И. уволена ДД.ММ.ГГГГ с должности главного специалиста отдела муниципального заказа Администрации г. Зеленокумска Советского района, в связи с ликвидацией организации. Её стаж муниципальной службы составил 13 полных лет.
Согласно протоколу Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N во включении в стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы отказано в связи с тем, что при последующем замещении должности муниципальной службы в Ставропольском крае главного специалиста отдела муниципального заказа Администрации муниципального образования г. Зеленокумска Советского района Сениной С.И, не выполнялись аналогичные функции.
ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено ходатайство Сениной С.И. о включении в стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя районного методического объединения учителей информатики Советского района Ставропольского края (по справке) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего бухгалтера отдела назначения и выплаты жилищных субсидий управления труда и социальной защиты населения администрации Советского муниципального района.
В соответствии с протоколом комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N отказано Сениной С.И. во включении в стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, указанных периодов работы в связи с тем, что при последующем замещении должности муниципальной службы в Ставропольском крае Сениной С.И не выполнялись аналогичные функции, соответственно не соблюдается условие, предусмотренное пунктом 15 приложения 1 к Положению: приобретение в указанные периоды работы опыта и знаний, которые были необходимы муниципальному служащему в Ставропольском крае для выполнения обязанностей по замещаемой им должности.
Принимая во внимание приведенные положения закона и подзаконных актов, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Сениной С.И. исковых требований.
В силу статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 1).
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять круг лиц, подлежащих обеспечению дополнительными мерами социальной поддержки, изменять условия и порядок предоставления таких мер.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судами, верно, установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения настоящего дела, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам. Представленным доказательствам, в соответствие со статьей 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судами и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 25 апреля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сениной С.И. -без удовлетворения.
Председательствующий подпись Черчага С.В.
Судьи подписи Камышова Т.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.