Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Баранова Г.В, Васляева В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кульминского В.А. на решение Брасовского районного суда Брянской области от 16 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 29 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Кульминского В.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Брянской области, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Брянской области", начальнику федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Брянской области" Мефеду С.В. об оспаривании решения дисциплинарной комиссии о наложении взыскания от 27 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кульминский В.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать проведение дисциплинарной комиссии федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Брянской области" и принятое ею решение о применении меры взыскания от 27 ноября 2018 года незаконными.
Административные исковые требования обоснованы тем, что Кульминский В.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области. Постановлением от 27 ноября 2018 года к нему была применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор за нарушение режима содержания, которое не совершал. Кроме того, при применении меры взыскания было нарушено право на получение квалифицированной юридической помощи, фактической проверки вменяемого нарушения режима содержания не проводилось, достаточного времени для подготовки к дисциплинарной комиссии предоставлено не было.
Решением Брасовского районного суда Брянской области от 16 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 29 августа 2019 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 25 февраля 2020 года, Кульминский В.А. просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что на основании справки от 2 ноября 2016 года, выданной врачом филиала "МЧ N 2" ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России ему по состоянию здоровья разрешено ношение зимней шапки с опущенными клапанами с 02 ноября 2016 года на период холодов, а потому не должен нести наказание в виде выдворения в штрафной изолятор. Отсутствие в справке точного числа окончания действия справки, с учетом хронического заболевания и рекомендаций врача он понял, что может носить шапку с опущенными клапанами, когда холодно и есть опасение переохладиться.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Кульминский В.А, осужденный приговором "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области.
Приказом Министерства юстиции России от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила), согласно пункту 3 которых нарушение указанных Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Осужденный Кульминский В.А. ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания, правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка, предупрежден об ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
20 ноября 2018 года заместителем начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области на имя начальника данного учреждения подан рапорт, согласно которому 20 ноября 2018 года в 15 часов 20 минут осужденный Кульминский В.А. нарушил форму одежды и находился в локальном участке швейного цеха в свитере без нагрудного знака установленного образца и в зимнем головном уборе с опущенными клапанами.
Из письменного объяснения Кульминского В.А. от 21 ноября 2018 года следует, что на ношение шапки с опущенными клапанами у него есть медицинское разрешение, а в отношении отсутствия нагрудного знака произошла ошибка со стороны сотрудника исправительного учреждения, поскольку нагрудный знак на одежде у него имелся.
21 ноября 2018 года Кульминский В.А. был вызван к начальнику отряда ФИО5 для дачи объяснений, факт нарушений отрицал, должных выводов не делает, на меры убеждения не реагирует, продолжает нарушать режим, что следует из справки выданной ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области.
Протоколом от 27 ноября 2018 года N заседания дисциплинарной комиссии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области постановлено привлечь Кульминского В.А. к дисциплинарной ответственности исходя из намеренного характера нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Постановлением начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области от 27 ноября 2018 года осужденный Кульминский В.А. за нарушение установленного порядка отбывания наказания водворен в штрафной изолятор на семь суток, без вывода на работу.
С указанным постановлением Кульминский В.А. был ознакомлен 27 ноября 2018 года.
При водворении Кульминского В.А. в штрафной изолятор 27 ноября 2018 года, медицинским работником филиала "Медицинская часть N 2" ФКУЗ МСЧ - 32 ФСИН России в порядке части 4 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации было вынесено медицинское заключение о том, что на момент осмотра Кульминский В.А. по состоянию здоровья может находиться в штрафном изоляторе.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что ФИО6 был нарушен установленный порядок отбывания наказания, мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор к нему применена правомерно, с учетом тяжести и характера совершенного им нарушения, личности осужденного, его предыдущего поведения.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 82 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Пунктом "в" части 1 статьи 115 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться взыскания, в том числе в виде водворения осужденных в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Согласно статье 117 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
В соответствии со статьей 119 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации, правом применения перечисленных в статье 115 Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, пунктом 16 главы 3 которых установлено, что осужденные обязаны в том числе: носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение N 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника исправительного учреждения.
Согласно пункту 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, правила обязательны для администрации исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительные учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Приказом начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области от 15 ноября 2018 года N 394 утверждены образцы формы одежды и порядка ее ношения осужденными, содержащимися в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области, в том числе образец ношения зимней формы одежды для осужденных (зимний головной убор с поднятыми клапанами приложение N 2 к данному приказу).
В силу части 4 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Статьей 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно.
Факт нарушения административным истцом Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений судами установлен, порядок наложения дисциплинарного взыскания соблюден.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций, изложенные в судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, имеющимся доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что административному истцу по состоянию здоровья разрешено ношение зимней шапки с опущенными клапанами с 02 ноября 2016 года на период холодов, подлежит отклонению, поскольку опровергается материалами дела.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств дела и имеющихся доказательств, оспаривание обоснованности вывода судов, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемом судебном акте, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Брасовского районного суда Брянской области от 16 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 29 августа 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кульминского В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.