Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Ефимовой Д.А, Курдюковой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотова Н.П. к ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" о признании неправомерными действия по начислению платы за поставку газа, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, по кассационной жалобе Федотова Н.П. на решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 22 августа 2019г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 12 ноября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, судебная коллегия
установила:
Федотов Н.П. обратился в суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" с иском о признании неправомерными действия по начислению платы за поставку газа, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.
Решением Железнодорожного районного суда г.Пензы от 22 августа 2019г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 12 ноября 2019г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Федотов Н.П. ставит вопрос об отмене данных судебных постановлений, считая их незаконными и необоснованными, просит принять новое решение об удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не допущено.
Судом установлено, что Федотов Н.П. является собственником жилого дома, общей площадью 171, 3кв.м, расположенного по адресу: "адрес", р. "адрес".
В домовладении установлен прибор учета газа марки NPM G4 заводской номер 3280395. Согласно актам проверки от 31 января 2018 г. и 16 июля 2018 г, указанный прибор учета подлежал поверке 31 марта 2019 г.
В указанный срок прибор учета газа не прошел поверку, в связи с чем ответчиком выставлен счет на оплату газа в апреле 2019г, рассчитанный по нормативу.
30 апреля 2019г. Фролов Н.П. осуществил замену газового счетчика, заключил договор о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования, 1 мая 2019г. между ООО "Газпром межрегионгаз Пенза" и Федотовым Н.П. заключен договор N 13004327 на поставку газа для обеспечения коммунальных-бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными в том числе в электронной форме с использованием системы с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 утверждены правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (пункт 1 Правил поставки газа).
Пунктами 24 и 32 Правил поставки газа предусмотрено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении технических требований к данному прибору; при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Принимая решение, руководствуясь положениями статей 210, 540, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549), суд указал, что эксплуатация прибора учета с истекшим сроком проведения очередной поверки приравнивается к отсутствию такого прибора учета.
По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в спорный период истцом фактически осуществлялось безучетное потребление газа.
Такой вывод соответствует положениям пунктов 21, 25 Правил N549.
Довод Фролова Н.П. со ссылкой на пункт 30 Правил N 549 о том, что определение объема газа должно проводиться по среднемесячной величине расхода газа, отклоняется как основанный на ошибочном толковании норм права.
Действительно, пунктом 30 Правил N 549 установлено, что объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Приведенное положение действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, одновременно утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг, пункты 59 и 60 которых предусматривают порядок расчета объема потребления коммунального ресурса при невозможности его определения по приборам учета в случаях, поименованных в подпунктах "а" - "в" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе при выходе прибора учета из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки.
Предусматривая механизм определения объема потребления коммунальных ресурсов при наличии у потребителей приборов учета, но невозможности их применения по назначению, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 одновременно с этим излагает в новой редакции пункт 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которая выступает в качестве специальной нормы по отношению к подпункту "а" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг применительно к правоотношениям между поставщиком газа и абонентами.
Таким образом, порядок расчета объема потребленного газа в связи с демонтажем прибора учета по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, заключенному с поставщиком газа, должен определяться в соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
При этом порядок определения объема потребленного газа в соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан применяется в случае, если до демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт определение объема потребления газа осуществлялось правомерно, по показаниям прибора учета.
В случае если в момент демонтажа прибора учета объем потребления газа в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан определяется по нормативам потребления газа (например, истечение срока поверки), то факт демонтажа прибора учета не влечет изменения порядка определения объема потребления газа, то есть объемы потребления газа определяются по нормативам потребления газа.
Такое разъяснение дано в письме Минрегиона России от 28 мая 2012 года N 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354".
По настоящему делу установлено, что срок поверки прибора учета газа истек 31 марта 2019г, а демонтаж счетчика с заменой на новый счетчик осуществлен 30 апреля 2019г, то есть к этому времени определение потребленного газа уже не могло осуществляться по показаниям прибора учета газа. При таких обстоятельствах и учитывая, что в счетах-квитанциях на оплату за газ февраль и март 2019г. Федотов Н.П. был поставлен ответчиком в известность заранее о том, что 31 марта 2019г. истекает межповерочный интервал прибора учета, определение объема потребленного газа по нормативам потребления в спорный период является правильным.
Само по себе несогласие заявителя с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 22 августа 2019г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 12 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федотова Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.