Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.Г, Синьковской Л.Г, при ведении протокола помощником судьи Абрамовым П.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 03а-103/2019 по апелляционной жалобе Правительства Новгородской области на решение Новгородского областного суда от 5 декабря 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА Индастри Новгород" к Правительству Новгородской области, Министерству инвестиционной политики Новгородской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ИКЕА Индастри Новгород" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в котором просило установить по состоянию на 6 июля 2012 года кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности зданий: с кадастровым номером N, площадью 255, 5 кв.м, расположенного по адресу: Новгородская область, "адрес", равную рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, в размере 1 748 000 руб, и с кадастровым номером N, площадью 230, 6 кв.м, расположенного по адресу: Новгородская область, "адрес", равную рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, в размере 1 606 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость оспариваемого объекта недвижимости необоснованно завышена и не соответствует действительной рыночной стоимости недвижимого имущества, что нарушает права истца как плательщика налога на имущество организаций, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость зданий утверждена по состоянию на 6 июля 2012 года Постановлением департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области N 883 от 27 декабря 2012 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" и составляет: здания с кадастровым номером N - 3 081 679, 82 руб, здания с кадастровым номером N - 3 996 429, 58 руб.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке N от 31 июля 2019 года, составленному оценщиком ООО Н А, рыночная стоимость зданий, принадлежащих административному истцу, на дату установления его кадастровой стоимости составляет: с кадастровым номером N - 1 748 000 руб, с кадастровым номером N - 1 606 000 руб.
Решением Новгородского областного суда 5 декабря 2019 года исковые требования ООО "ИКЕА Индастри Новгород" удовлетворены. Установлена по состоянию на 6 июля 2012 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 255, 5 кв.м, расположенного по адресу: Новгородская область, "адрес", равная рыночной стоимости, в размере 1 748 000 руб.; с кадастровым номером N, площадью 230, 6 кв.м, расположенного по адресу: Новгородская область, "адрес", равная рыночной стоимости, в размере 1 606 000 руб.
В апелляционной жалобе Правительство Новгородской области просит решение отменить по тем основаниям, что административный истец обратился в суд с пропуском срока, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, не представлено, в связи с чем оснований для восстановления срока не имеется.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. ООО "ИКЕА Индастри Новгород" и Правительство Новгородской области представили ходатайства рассмотреть дело в отсутствии их представителей. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Исходя из указанных положений закона, результаты определения кадастровой стоимости нежилых зданий затрагивают права и обязанности административного истца, принадлежащие ООО "ИКЕА Индастри Новгород" нежилые здания являются объектом налогообложения с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость спорного объекта, в связи с чем правовое положение налогоплательщика при рассмотрении спора, возбужденного в целях улучшения налогового статуса заявителя, по смыслу налогового законодательства не может быть ухудшено.
На основании статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N360-ФЗ) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. В данной редакции закона исключена норма, предусматривающая проведение оценки не реже чем один раз в течение пяти лет.
В судебном заседании установлено, что кадастровая стоимость нежилых зданий, принадлежащих ООО "ИКЕА Индастри Новгород", утверждена по состоянию на 6 июля 2012 года Постановлением департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области N 883 от 27 декабря 2012 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" и в последующем не изменялась.
Согласно разъяснений, данных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должны содержаться в решении суда.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности восстановления административному истцу срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости недвижимого имущества, которая была установлена в 2012 году и с того времени не изменялась, поскольку данное обстоятельство затрагивает права административного истца как налогоплательщика.
Кадастровая стоимость судом установлена на основании исследования представленных доказательств, в том числе заключения судебной оценочной экспертизы, которая проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства об оценочной деятельности, с соблюдением методики и требований к составлению и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке применяемой методологии и расчетам, установленных Федеральными стандартами оценки, утвержденными приказами Минэкономразвития России.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Новгородского областного суда от 5 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.