Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Селиверстовой И.В. и Ефремовой О.Н, при секретаре Ковалевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5851/2019 по административному исковому заявлению Размашкина Дмитрия Николаевича об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, по апелляционной жалобе Размашкина Дмитрия Николаевича на решение Московского городского суда от 25 ноября 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, пояснения представителя административного истца Быченко Э.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Размашкин Д.Н. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - Управление Росреестра по Москве, Управление), в котором просил признать незаконным отказ Управления, оформленный в виде письменного ответа от 23 июля 2019 года N 51-4343/2019; возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленных решениями комиссии от 15 января 2019 года за N 51-742/2019 и за N 51-743/2019 в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, с периодом применения с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником нежилого здания с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес" Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2019 года за N 51-742/2019 и N 51-743/2019 по заявлению административного истца пересмотрена кадастровая стоимость здания и земельного участка, определена равной их рыночной стоимости.
При этом в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об установленной кадастровой стоимости указанных объектов по состоянию на 1 января 2016 года с периодом применения с 1 января 2018 года. Однако на момент принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве решений о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года действовали положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391, пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N334-ФЗ, согласно которым кадастровая стоимость, измененная на основании решения комиссии об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года, и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Поскольку решение комиссии принято 15 января 2019 года, следовательно, установленная решениями комиссии кадастровая стоимость нежилого здания и земельного участка подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2017 года, а не с 1 января 2018 года.
В связи с решением вопроса о периоде применения кадастровой стоимости Размашкин Д.Н. обратился 2 июля 2019 года с заявлением в Управление Росреестра по Москве, однако Управление в письменном ответе от 23 июля 2019 года N 51-4343/2019 отказало в удовлетворении заявления, указав, что установленная комиссией кадастровая стоимость объектов недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года на основании статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Решением Московского городского суда от 25 ноября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению апеллянта, обязательным параметром для целей внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости является дата определения кадастровой стоимости, которая при взаимосвязанном толковании абз. 4 пункта 15 статьи 378.2, абз. 4 пункта 1.1 статьи 391, пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации является источником определения налоговой базы в конкретном налоговом периоде. Таким образом, Управление Росреестра по Москве, являясь уполномоченным органом в сфере кадастрового учета и не являясь органом, уполномоченным в сфере налогового контроля, имеет возможность прямого влияния на размер налоговой базы и сроки исчисления налога по завышенной или заниженной налоговой базе. В такой ситуации подлежат применению пункты 2-3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), в том числе к правоотношениям по настоящему делу в системной связи со статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке) и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Управлением Росреестра по Москве и Управлением федеральной налоговой службы по г. Москве относительно доводов апелляционной жалобы представлены письменные отзывы.
Размашкин Д.Н, Управление Росреестра по Москве, Управление федеральной налоговой службы по г. Москве, будучи извещенными о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года "О судебном решении").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Размашкиным Д.Н. требований, исходил из положений пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391, пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, в связи с чем указал, что установленная решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2019 года за N 51-742/2019 и N 51-743/2019 кадастровая стоимость спорных объектов: нежилого здания и земельного участка равная их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в целях налогообложения подлежит применению с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года. Однако указанные нормы налогового законодательства регулируют порядок применения кадастровой стоимости в целях налогообложения и подлежат применению налоговым органом при разрешении вопроса о начислении налога на имущество физических лиц и земельного налога (применительно к заявленному спору).
Тогда как Управление Росреестра по Москве при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о применении кадастровой стоимости объектов недвижимости "для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации" руководствуется положениями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности и Закона о государственной регистрации, которые не содержат требований об указании в Едином государственном реестре недвижимости отдельно сведений о применении кадастровой стоимости "для целей налогообложения" (применительно к заявленному спору).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал отказ Управления Росреестра по Москве, оформленный в виде письменного ответа от 23 июля 2019 года N 51-4343/2019, законным, соответствующим положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности и Закона о государственной регистрации.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как следует из материалов дела, административному истцу принадлежат на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N и земельный участок с кадастровым номером N. Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" в отношении спорного нежилого здания была установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года в размере 183 588 029, 13 рублей.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года" в отношении спорного земельного участка была установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года в размере 63 109 990 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2019 года за N 51-742/2019 по заявлению административного истца от 20 декабря 2018 года пересмотрена кадастровая стоимость нежилого здания, определена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 143 949 000 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15 января 2019 года за N 51-743/2019 по заявлению административного истца от 20 декабря 2018 года пересмотрена кадастровая стоимость земельного участка, определена равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 47 177 000 рублей.
Положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Законом о государственной регистрации.
На основании приведенной нормы права Управлением Росреестра по Москве в Единый государственный реестр недвижимости внесены 29 января 2019 года сведения об установленной кадастровой стоимости указанных выше объектов по состоянию на 1 января 2016 года в размере их рыночной стоимости, с указанием в графе "Особые отметки" - "Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 20 декабря 2018 года. Дата применения кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда 1 января 2018 года".
Как следует из содержания административного иска и пояснений представителя, административный истец не согласен с внесением в Единый государственный реестр недвижимости в графу "Особые отметки" сведений о дате применения установленной по решению комиссии при Управлении Росреестра по Москве кадастровой стоимости спорного нежилого здания и земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года - с 1 января 2018 года. Считает, что в силу пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391, пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, подлежали внесению сведения о дате применения установленной по решению комиссии при Управлении Росреестра по Москве кадастровой стоимости спорного нежилого здания и земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года - с 1 января 2017 года.
Судом верно отмечено, что указание в ответе Управления Росреестра по Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости с 1 января 2018 года правового значения не имеет, на порядок исчисления налогов и обязательных платежей не влияет.
Новая кадастровая стоимость, определенная решением суда или комиссией Управления, подлежит отражению в государственном кадастре недвижимости и служит в силу пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления земельного налога и налога на имущество физических лиц.
При администрировании налога и контроля за правильностью его исчисления налоговые органы в целях определения величины налога используют данные кадастрового учета исключительно в размере кадастровой стоимости объектов недвижимости, что соответствует требованиям статей 391 и 403 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, определение момента относительно применения измененной кадастровой стоимости действующим законодательством отнесено к полномочиям налогового органа при определении налогового периода, к которому применима новая стоимость.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, с которыми соглашается судебная коллегия, и не могут служить основанием для отмены решения суда от 25 ноября 2019 года.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Размашкина Дмитрия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.