Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Лисневской М.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N2а-220/2019 по кассационной жалобе административного ответчика - командира войсковой части N на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 29 августа 2019 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 30 октября 2019 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "звание" Багаева Олега Нариковича об оспаривании бездействия командира войсковой части N, связанного с невыплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Кассационный военный суд
установил:
решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 29 августа 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда от 30 октября 2019 г, удовлетворен административный иск Багаева О.Н, в котором он просил признать незаконным бездействие командира войсковой части N, связанное с невыплатой денежных средств, дополняющих накопления участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), и просил обязать произвести указанную выплату.
В поданной 23 декабря 2019 г. кассационной жалобе командир войсковой части N, выражая несогласие с судебными актами судов первой и апелляционной инстанции, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит суд кассационной инстанции их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование этого он, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и порядок обеспечения НИС военнослужащих Росгвардии, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что оспариваемая невыплата связана с отсутствием финансирования, в то время как административным ответчиком предприняты все необходимые меры, направленные на выплату истцу денежных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Багаев О.Н, уволенный приказом командира войсковой части N от 17 декабря 2018 г. N 274 с/ч по состоянию здоровья в запас, был включен в 2012 г. в реестр участников НИС. При этом общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении на дату увольнения составила более 10 лет.
10 января 2019 г. Багаев О.Н. обратился к командиру указанной воинской части с рапортом о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника НИС.
Приказом командира войсковой части N от 14 января 2019 г. N 9 за Багаевым О.Н. признано право на получение указанных средств в размере 2 231 022 руб. 69 коп, а 17 января 2009 г. в адрес вышестоящего командования направлены соответствующие документы на их выплату. Однако административному истцу денежные средства не выплачены.
Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению законами и нормативно-правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Реализация прав на участие в НИС военнослужащих и членов их семей регулируется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117 - ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
Согласно части 3 статьи 4 Закона выплаты денежных средств, дополнительные накопления для жилищного обеспечения производятся федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в трехмесячный срок, начиная со дня поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган заявления в письменной форме от участника НИС или членов его семьи с просьбой о получении выплаты.
Правила выплаты участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686.
В силу пункта 6 данного постановления Правительства выплата этих средств производится заинтересованным федеральным органом в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника НИС или члена его семьи, к которому прилагаются необходимые документы.
Приказом МВД России от 3 сентября 2007 г. N 774 утвержден Порядок организации во внутренних войсках МВД России работы по выплате участникам НИС или членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Пунктом 2 данного Приказа на командиров воинских частей возложена обязанность в срок до 1 марта года, предшествующего планируемому, направлять сведения о планируемом количестве получателей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, по подчиненности в Главное командование и управления оперативно-территориальных объединений внутренних войск МВД России.
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 марта 2017 г. N 79 утвержден Порядок реализации НИС жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации.
В пункте 2 Порядка на Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации возложена функция по организации в войсках национальной гвардии работы по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Обязанность по истребованию бюджетных ассигнований и производству выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения участнику НИС, возложена на командиров воинских частей, а решение о распределении денежных средств для производства такой выплаты является обязанностью Главного командования МВД России и Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства и обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно признали, что причиной невыплаты денежных средств Багаеву О.Н. явилось бездействие командира войсковой части N и справедливо обязали его устранить допущенное нарушение, что в полной мере соответствует части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище, а также пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливающему, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является обязанностью командира воинской части.
Вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Иные доводы автора кассационной жалобы, в том числе об отсутствии в воинской части бюджетных ассигнований для производства указанной выплаты, направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции, что, в силу части 3 статьи 329 КАС Российской Федерации, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 29 августа 2019 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 30 октября 2019 г. по административному исковому заявлению Багаева Олега Нариковича оставить без изменения, а кассационную жалобу командира войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.