Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-106/2019 по кассационной жалобе представителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - Чудиновой Маргариты Андреевны на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда, от 12 апреля 2019 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 31 июля 2019 г. по административному делу об оспаривании "звание" Арефьевым Евгением Александровичем действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - "Росвоенипотека"), Министерства обороны Российской Федерации и Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", связанных с порядком включения истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и учётом инвестиционного дохода на именном накопительном счёте.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
Решением гарнизонного военного суда требования Арефьева удовлетворены частично.
Действия "Росвоенипотеки", связанные с отказом в расчёте и начислении дохода от инвестирования накоплений, который был бы начислен на именной накопительный счёт Арефьева при своевременном включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы признаны незаконными, и на указанное учреждение возложена обязанность провести расчёт (определить величину) дохода, который был бы начислен на именной накопительный счёт административного истца при своевременном включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы. Также суд обязал Министерство обороны Российской Федерации перечислить Росвоенипотеке денежные средства в размере рассчитанного дохода от инвестирования накоплений, для зачисления на индивидуальный накопительный счёт Арефьева.
В удовлетворении требований заявителя в части оспаривания действий Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с несвоевременным включением истца в реестр, отказано в связи с пропуском срока обращения в суд, а в удовлетворении остальных требований - ввиду их необоснованности.
Апелляционным определением окружного военного суда решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 20 января 2020 г, представитель ДЖО просит отменить решение и апелляционное определение и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование этого она, ссылаясь на нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, в частности, порядок обеспечения, предусмотренный НИС военнослужащих, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что суды не учли, что несвоевременное представление документов на включение истца в реестр участников НИС состоялось не по вине должностных лиц, действия которых оспорил Арефьев. Также она обращает внимание на то, что начисление инвестиционного дохода лицам, которые не были включены в реестр своевременно, законодательством не предусмотрено. Полагает, что судам следовало применить положения ст. 219 КАС РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда.
Изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено и, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалованных судебных актах, не имеется. Дело рассмотрено и разрешено в соответствии с подлежащими применению законами и нормативно-правовыми актами.
По делу установлено, что 23 июня 2011 г. истец включён в указанный реестр с 20 июня 2009 г. По сведениям "Росвоенипотеки" именной накопительный счёт Арефьева, как участника НИС, открыт 26 июля 2011 г.
При таких данных следует признать верным вывод судов обеих инстанций о том, что Арефьев Е.А. с 23 июня 2011 г. является участником НИС, однако по причине нераспорядительности воинских должностных лиц и регистрирующего органа он несвоевременно включён в данный реестр, что привело к начислению на его накопительный счёт накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в него до даты открытия этого счёта без учёта дохода от их инвестирования и снижению в связи с этим размера целевого жилищного займа, который в последующем может быть предоставлен истцу.
При этом судами обеих инстанций правильно указано, что в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" к участникам накопительноипотечной системы относятся военнослужащие, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г. Эти обстоятельства, исходя из подп. 1 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона, являются также основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.
Поскольку Арефьев окончил высшее военное учебное заведение 20 июня 2009 г, он подлежал обязательному включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих именно с этой даты.
В силу статьи 5 указанного выше Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" предусмотрено, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа. Таким образом, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительноипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с требованиями пунктов 5 и 13 данных Правил в Министерстве обороны Российской Федерации регистрирующим органом является Департамент жилищного обеспечения Минобороны России как структурное подразделение федерального органа, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами. При этом внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Согласно положениям главы IV действовавшего в период возникновения спорных правоотношений и до 9 июня 2017 г. Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 28.02.2013 N 166, представление в региональное управление жилищного обеспечения комплекта документов для включения военнослужащих в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения являлось обязанностью должностных лиц этих образовательных учреждений.
Аналогичные требования содержатся в действующем в настоящее время приказе Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 245.
Довод кассационной жалобы о необходимости применения ко всем заявленным требованиям положений ст. 219 КАС РФ был известен судам обеих инстанций. Он обоснованно, с приведением необходимых мотивов, признан несостоятельным.
Иные доводы автора кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции, что не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда, от 12 апреля 2019 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 31 июля 2019 г. по административному исковому заявлению Арефьева Евгения Александровича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.