Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., , при секретаре судебного заседания Лисневской М.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N2а-146/2019 по кассационной жалобе административного истца Филиппова Юрия Сергеевича на решение Мурманского гарнизонного военного суда от 17 октября 2019 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 17 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "звание" Филиппова Ю.С. об оспаривании решения федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северрегионжилье"), связанного с порядком расчета предоставляемой субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее -жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление представителя административного истца адвоката Михельсон-Рудовой В.Ю. в поддержку доводов жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Мурманского гарнизонного военного суда от 17 октября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 17 декабря 2019 г, отказано в удовлетворении административного иска Филиппова Ю.С, в котором он просил признать незаконным и отменить решение ФГКУ "Северрегионжилье" от 19 июня 2019 г. N 1/2-13/420 в части уменьшения ему на 14, 5 кв.м общей площади жилого помещения при расчете размера предоставляемой жилищной субсидии, обязать административного ответчика рассчитать до нормативного размер жилищной субсидии, о чем направить в довольствующий финансовый орган сведения для доплаты ему субсидии.
В поданной 18 января 2020 г. кассационной жалобе административный истец, выражая несогласие с решениями судов первой и апелляционной инстанций, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование этого Филиппов Ю.С, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что уменьшение размера жилищной субсидии является незаконным и нарушает его права. Полученное ранее отцом его супруги в качестве работника предприятия служебное жилое помещение в г. Санкт-Петербурге не относилось к государственному жилищному фонду.
Также автор жалобы обращает внимание, что пятилетний срок, установленный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) истек, поскольку с момента отчуждения супругой доли собственности прошло более 5 лет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Филиппов,... г.р, проходит военную службу по контракту с 1992 г. Последний контракт о прохождении военной службы заключен с ним до наступления 24 октября 2021 г. предельного возраста пребывания на военной службе.
Решением начальника ФГКУ "Северрегионжилье" от 23 июня 2016 г. N 1/2-3-129 Филиппов с тремя членами семьи принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения жилищная субсидия.
В соответствии с решением ФГКУ "Северрегионжилье" от 19 июня 2019 г. N 1/2-13/420 жилищная субсидия Филиппову предоставлена с учетом уменьшения её норматива на 14, 5 кв.м общей площади жилого помещения ввиду того, что у супруги административного истца ранее возникло право собственности в порядке приватизации 1/3 жилого помещения общей площадью 43, 5 кв.м по адресу: "адрес", а затем она произвела отчуждение своей доли жилья в пользу матери по договору дарения от 6 июля 2009 г. Указанное жилое помещение получено в 1988 г. отцом супруги административного истца из государственного жилищного фонда по служебному ордеру от местного органа власти.
Частью 2 ст. 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
В силу пунктов 1, 16, статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Во исполнение предписаний вышеназванного закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения при расчёте размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения вышеназванных действий или гражданско-правовых сделок.
При расчёте размера жилищной субсидии учёту подлежат действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Названные предписания Правил соответствуют и положениям части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которой при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Вместе с тем подпунктом "д" пункта 10 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" определено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Данная норма распространяется и на членов семей военнослужащих в силу положений части 5 статьи 2 ФЗ "О статусе военнослужащих". Однако орган жилищного обеспечения военного ведомства счел возможным по волеизъявлению Филиппова поставить с ним на жилищный учет его супругу и принял меры к предоставлению административного истцу с её учетом жилищной субсидии, но обоснованно за вычетом ранее отчужденной супругой доли в приватизированном полученном от государства жилье, что соответствует и принципу недопустимости необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет средств федерального бюджета, который вытекает из правовой позиции, неоднократно высказанной в судебных определениях Конституционного Суда Российской Федерации, в частности от 20 апреля 2017 г. N 890-О, от 27 июня 2017 г. N 1267-О, от 28 сентября 2017 г. N 1949-О и N 1952-О, от 15 октября 2018 г. N 2515-О и др.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды пришли к правильному выводу о законности решения начальника ФГКУ "Северрегионжилье" в части уменьшении Филиппову Ю.С. норматива общей площади жилого помещения для расчёта жилищной субсидии.
При этом, вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм действовавшего материального права.
Иные доводы автора жалобы, в том числе о ведомственной принадлежности жилья, полученного отцом его супруги, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалованных решениях. Кроме того, эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу части 3 ст. 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены, в том числе безусловных, в кассационном порядке не является.
Руководствуясь статьями 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Мурманского гарнизонного военного суда от 17 октября 2019 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 17 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению Филиппова Юрия Сергеевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.