дело N 2а-1020/19
г. Краснодар |
19 марта 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Малаевой В.Г, Мальмановой Э.К, при секретаре Матвеевой Я.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную Бабичева ФИО10 на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 22 мая 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 21 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Бабичева М.И. к администрации города Новошахтинска Ростовской области о признании незаконными бездействия и возложении обязанности произвести выплату субсидии на приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, пояснения Бабичева М.И, суд
установил:
Бабичев Михаил Иванович (далее - заявитель, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Новошахтинска Ростовской области (далее администрация, - административный ответчик), в котором просил признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непредставлении в разумный срок жилого помещения нуждающемуся заявителю; возложить обязанность произвести выплату жилищной субсидии на приобретение жилья до 31 декабря 2020 года.
В обоснование требований указано, что заявитель проходил службу во внутренних войсках МВД Российской Федерации, уволен со службы в 1994 году, календарная выслуга лет на момент увольнения составила 20 календарных лет, плюс 1 год льготный, является ветераном военной службы. В 1995 году переехал на постоянное место жительства в город Новошахтинск Ростовской области. Решением исполкома местного Совета народных депутатов от 04.06.1996 N 357 Бабичев М.И. с составом семьи из 3 человек, включая его самого, был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 4 июня 1996 года с указанием льгот и преимуществ - офицер, уволенный с военной службы. Постановлением Главы Администрации города Новошахтинска от 16 октября 1997 год N50 "О снятии офицеров запаса со списка нуждающихся в улучшении жилищных условий", Бабичев М.И. (очередной номер 95) был исключен из списка граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы Администрации города Новошахтинска Ростовской области от 22 апреля 1999 года N 313 "О ежегодной перерегистрации граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации города" Бабичев М.И. (очередной номер 583) был исключен из Списка нуждающихся.., в связи с улучшением жилищных условий. Определением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 14 ноября 2008 года по гражданскому делу N 2-841/2008 утверждено мировое соглашение, по условиям которого Бабичев М.И. восстановлен в очереди с момента заключения данного соглашения. Тем самым были восстановлены его жилищные права, существовавшие на 1 января 2005 года. Суд также освободил Бабичева М.И. от бремени доказывания и последующего подтверждения наличия у него признаков малоимущности.
Административный истец считает незаконным бездействие Администрации города Новошахтинска, поскольку жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено.
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 22 мая 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 21 августа 2019 года решение от 22 мая 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судебные постановления являются незаконными, подлежат отмене; судами допущено нарушение норм материального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 23 января 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Отказывая Бабичеву М.И. в удовлетворении административных исковых требований, суд первой и апелляционной инстанций исходили из того, что отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения требований о признании оспариваемого бездействия незаконным.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает обоснованными выводы судов по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
В силу ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Порядок постановки на учет и последующее предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма установлен Областным законом Ростовской области от 7 октября 2005 года N 363-3C "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".
Согласно п. п. 1, 7 ст. 2 указанного закона, орган местного самоуправления ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по единому списку в порядке очередности принятия на учет.
Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, включаются в отдельные списки.
Право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Областного закона, для снятия их с учета.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29 апреля 1996 Бабичев М.И. обратился в Администрацию города Новошахтинска Ростовской области с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади, предоставив справку о выслуге лет, продолжительность которой на момент увольнения 21 декабря 1995 года составила 21 год 3 месяца, справку о составе семьи, удостоверение о льготах.
Решением исполкома местного Совета народных депутатов N 357 от 4 июня 1996 года Бабичев М.И. составом семьи из 3 человек, включая его самого, был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 4 июня 1996 года, с указанием льгот и преимуществ - офицер, уволенный из ВС.
Постановлением Главы администрации г. Новошахтинска N 750 от 16 октября 1997 года "О снятии офицеров запаса из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий", Бабичев М.И. (очередной номер 95) был исключен из списка граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Главы Администрации города Новошахтинска Ростовской области N 313 от 22 апреля 1999 года "О ежегодной перерегистрации граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации города" Бабичев М.И. (очередной номер 583) был исключен из Списка нуждающихся.., в связи с улучшением жилищных условий.
В 2008 году Бабичев М.И. обратился в Новошахтинский городской суда Ростовской области с исковыми требованиями к Администрации города Новошахтинска Ростовской области о восстановлении в списках граждан, нуждающихся в получении жилья.
Определением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 14 ноября 2008 года утверждено мировое соглашение, заключенное между Бабичевым М.И. и Администрацией города Новошахтинска, по условиям которого, Бабичев М.И. отказывается от требований в части восстановления в списках на получение жилья с учетом очереди под N 583 по состоянию на апрель 1999 года, с учетом последующего движения очереди по состоянию на 2008 года включительно и взыскания судебных расходов, согласен на восстановление его в едином списке граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма под очередным номером N 278, обязуется предоставить документы, необходимые для постановки на учет в соответствии с Областным законом от 7 октября 2005 года N 363-3C "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области". При этом Администрация города Новошахтинска обязуется включить Бабичева М.И. в единый список граждан, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма под очередным номером N 278 без предъявления требований о предоставлении документов, подтверждающих статус малоимущего гражданина.
Определение от 14 ноября 2008 года вступило в силу, исполнено. Постановлением от 8 декабря 2008 года N 1611 Бабичев М.И. включен в общий список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма под очередным номером 278.
Также установлено, что Бабичев И.И. включенный в этот список под номером 278 в 2008 году, в 2018 году в результате ежегодной перерегистрации в этом списке числился уже под 94 номером.
Установив изложенное, ссылаясь на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, отказывая в удовлетворении административных требований, суды верно исходили из того, что истец был включен в единый список граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении и продолжает состоять на жилищном учете, а количество очередников перед ним уменьшилось, следовательно, бездействия со стороны административного ответчика не усматривается.
Вместе с тем, суды верно указали, что применительно к жилищной субсидии, утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 года N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Таким образом, из названных правовых норм следует, что жилищную субсидию, предоставляет федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, на основании заявления о перечислении жилищной субсидии, представленного в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации. Администрация города Новошахтинска таковым органом не является.
В марте 2019 года Бабичев М.И. обратился в администрацию с заявлением о перечислении в его адрес жилищной субсидии в размере "данные изъяты" руб. При этом в адрес уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации Бабичев М.И. с таким заявлением не обращался.
С учетом изложенного, правильным является и вывод судов об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию обязанности произвести выплату административному истцу жилищной субсидии на приобретение жилья.
С учетом установленных обстоятельств, норм права, регулирующих спорные правоотношения, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Бабичева М.И.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 22 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 21 августа 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Бабичева Михаила Ивановича без удовлетворения.
ПредседательствующийСудьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.