N 2а- 1102/2019
г. Краснодар |
16.01.2020 |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Карасовой Н.Х. рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 24.10.2019 кассационную жалобу Лоншакова А.В. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 06.03.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 18.06.2019 по административному делу по административному иску Лоншакова А.В. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на земельный участок. Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, объяснения Лоншакова А.В, поддержавшего кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции установил:
Лоншаков А.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском, сославшись в обоснование требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ он подал в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (государственный комитет) заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, "адрес". Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ N в государственной регистрации права собственности административному истцу было отказано. Лоншаков А.В. считает данное решение уполномоченного органа не соответствующим положениям части 2 статьи 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", части 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), части 2 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и нарушающим права и охраняемые интересы административного истца. Лоншаков А.В. считает, что при переходе права собственности на объект недвижимости к новому правообладателю переходит и право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. В этой связи административный истец просил признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации права собственности Лоншакова А.В. на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, "адрес". Обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности Лоншакова А.В. на указанный земельный участок.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано. В кассационной жалобе Лоншаков А.В. просит об отмене решений судов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда. В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Таких оснований для отмены обжалуемых судебных актов по материалам дела не усматривается. Суды установили, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО5 и Лоншаковым А.В, последний приобрел в собственность жилой дом, общей площадью 32, 6 кв.м, жилой -18, 6 кв.м, находящийся по адресу: Республика Крым, "адрес", расположенный на приусадебном земельном участке из приусадебных земель Трудовского сельского "адрес". Уведомлением государственного комитета от ДД.ММ.ГГГГ N государственная регистрация права Лоншакова А.В. на указанный земельный участок приостановлена.
Данное решение мотивировано отсутствием в представленных документах оснований для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте как ранее учтенном. В тоже время заявителем не представлен документ, подтверждающий переход права собственности на земельный участок от ФИО5 к Лоншакову А.В. Так, земельный участок не являлся предметом заключенной между указанными лицами сделки, поскольку из нее не усматривается волеизъявление правообладателя ФИО5, направленное на отчуждение участка. Уже после заключения названной сделки ФИО5 на основании государственного акта о праве собственности на земельный участок серии КМ-III N от ДД.ММ.ГГГГ стал собственником земельного участка, площадью 0, 1500 га, расположенного по адресу: Республика Крым, "адрес" и последующих действий по его отчуждению не производил. В этой связи государственная регистрация приостановлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Лоншакову А.В. разъяснено, что в государственной регистрации будет отказано, если в течение срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета. Решением государственного комитета, выраженным в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ N, Лоншакову А.В. отказано в государственной регистрации права по основаниям, изложенным в решении о приостановлении.
Отказывая в административном иске, суды руководствовались положениями статей 125, 126 Земельного кодекса Украины, статьи 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя", части 3 статьи 3, пунктов 5, 7 части 1 статьи 26, статьи 27, статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости" и пришли к выводу о том, что государственный регистратор правомерно отказал Лоншакову А.В. в государственной регистрации права собственности на земельный участок. С такими выводами судов надлежит согласиться. Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - федеральный конституционный закон) установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами "адрес", без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
По общему правилу, определенному статьей 23 указанного федерального конституционного закона, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности. Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется (абзац 1 части 2 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК). В соответствии со статьей 125 Земельного Кодекса Украины право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества (Постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N). В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Согласно части 5 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Из содержания части 1 статьи 21 Закона о регистрации недвижимости следует, что устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим федеральным законом оснований для приостановления либо для отказа в осуществлении таковых является неотъемлемой частью государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что следует из пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации недвижимости. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости). Согласно статье 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. Материалами дела подтверждается, что отказ в государственной регистрации права на земельный участок обусловлен непредоставлением заявителем документов, подтверждающих переход права собственности на земельный участок от ФИО5 к Лоншакову А.В. Представленный последним договор купли -продажи жилого дома не содержит условий отчуждения земельного участка. С учетом того факта, что спустя три года после упомянутой сделки ФИО5 в установленном законом порядке зарегистрировал за собой право собственности на земельный участок и в пользу Лоншакова А.В. его не отчуждал, государственный регистратор обоснованно отказал последнему в регистрации права собственности на тот же участок.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в административном иске. Доводы кассационной жалобы являются следствием неверного толкования закона, правильности выводов судов не опровергают и основанием для отмены постановленных решений быть не могут.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Лоншакова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.