N 2а-1581/2019
N 88а-5236/2020
г. Краснодар |
17 марта 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Карасовой Н.Х, Капункина Ю.Б.
рассмотрел кассационную жалобу представителя Леонтьева Д.В. по доверенности Соседова С.Е. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 июля 2019 года по административному исковому заявлению Леонтьева Д.В. к департаменту архитектуры, градостроительству и благоустройства администрации города Сочи об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мальмановой Э.К, суд
установил:
Леонтьев Д.В. обратился в Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края с административным исковым заявлением об оспаривании отказа в оказании муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности".
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края (далее - департамент) 24 декабря 2018 года незаконно отказал в возмездном приобретении земельного участка путем перераспределения собственного земельного участка и земель государственной или муниципальной собственности.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 марта 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 июля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей 31 января 2020 года, представитель административного истца Соседов С.Е. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 марта 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 июля 2019 года. Ссылается на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Определением судьи от 12 февраля 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд пришел к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что образование земельного участка площадью 1088 кв. м приведет к нерациональному использованию муниципальных земель, поскольку административный истец испрашивает земельный участок из неразграниченной муниципальной собственности площадью 517 кв. м, который может быть использован для образования самостоятельного земельного участка и дальнейшего предоставления за плату путем организации аукциона. Предоставление испрашиваемого земельного участка приведет к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в собственности Леонтьева Д.В.
Кассационный суд соглашается с данными выводами судов обеих инстанций по следующим основаниям.
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 данного Кодекса).
При этом в случае объединения смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1 статьи 11.6 названного Кодекса), а при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1 статьи 11.7 этого же Кодекса).
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 ЗК РФ.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ (пункты 1 и 8 указанной статьи).
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Кодекса.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги предусмотрены подпунктом 9 пункта 31 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 24 сентября 2015 года N 2753.
Как видно из материалов дела, Леонтьеву Д.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 571 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" (категория земель - земли населенных пунктов) для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес".
По заданию Леонтьева Д.В. специалистом изготовлена схема земельного участка общей площадью 1088 кв. м, образуемого путем перераспределения из земельного участка плоащдью 571 кв. м, принадлежащего Леонтьеву Д.В, и земельного участка площадью 517 кв. м из неразграниченной муниципальной собстенности.
7 декабря 2018 года административный истец обратился в департамент с заявлением об оказании ему муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности", в чем ему отказано 24 декабря 2018 года.
Согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 31 административного регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Предлагаемые к перераспределению земли расположены в территориальной зоне Ж-1 - застройка индивидуальными жилыми домами до 12 метров и могут быть использованы для образования земельного участка с видами разрешенного и условно разрешенного использования, предусмотренного Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи для данной территориальной зоны. При этом предельные (минимальные) размеры земельных участков, образуемых из муниципальных земель, установлены лишь для земельных участков с видами разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью).
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов обеих инстанций, законность и обоснованность вынесенных судебных актов не опровергают, направлены на повторное исследование обстоятельств, на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств по делу, что в полномочия кассационного суда не входит.
Принимая во внимание изложенное, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Леонтьева Д.В. по доверенности Соседова С.Е. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.